В канун Недели о блудном сыне епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе

23 февраля 2019 года, в канун Недели о блудном сыне, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сестры! Я вас поздравляю с приближающимся Великим постом, осталось совсем немножко.

Церковь предлагает нам сегодня очередную тему для размышлений. Вы знаете, что сегодняшнее воскресенье называется Неделей о блудном сыне и связано с одноименной притчей.

Есть некий человек, у него два сына. Младший сын захотел получить наследство, получил и ушел. Все потратил, вернулся к отцу с покаянием, отец принял, сделал пир. И старший сын возмутился, мол, как так, он все потратил, а я работаю у тебя и ты мне никогда ничего не даешь. Отец отвечает, что «ты всегда со мною, и все мое твое» (Лк. 15, 31). И «надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 32).

Тот факт, что мы с вами сейчас здесь находимся, с большой долей вероятности означает, что мы где-то в состоянии старшего сына, то есть пребываем с Богом и никуда не бежим. Но есть еще младшие братья…

Я вспоминаю одного такого младшего брата, который был благодетелем в храме в Митино, и как-то говорил мне: «Знаешь, это у меня сейчас машина хорошая, я храму помогаю. А еще несколько лет назад я был наркоманом, в таком состоянии в подворотне валялся». И ничего у него не было, но потом он покаялся, и Бог как-то исцелил его от зависимости. Дал ему работу, жену, детей, и все у него стало хорошо. В считанные годы произошел переворот в жизни после того, как он принес покаяние и как-то прозрел.

Но есть масса других людей, которые ходят вхрамы десятилетиями, просят о чем-то маленьком: например, бездетная пара просит молитв, чтобы Господь им ребеночка даровал, а Господь не дает. Или еще что-то, примеров множество. И не может не возникнуть вопрос: а почему одному после покаяния мгновенно дается все, а другому человеку ничего? И что делать со словами отца из притчи, что «все мое твое»? Если мы действительно ощущаем себя сыновьями по благодати, сыновьями Божиими, то все Его наследие наше. А что это за наследие такое, которым мы не можем воспользоваться?

И здесь мне вспоминается другой пример. Пример одного человека, Анатолия, которого я видел в своей жизни один раз, в Удмуртии, когда мы освящали храм в районном центре. Этот человек лет в 11 попал под поезд, и так попал, что лишился всех конечностей, кроме правой руки. Он вырос, у него жена, два сына, он ездит за рулем, построил дом, в общем, человек крайне активный и воцерковленный. Я не видел человека более радостного, чем он. И очевидно, что он просто наслаждается жизнью, присутствием Бога, и непрестанно благодарит Бога за то, что у него есть правая рука, потому что он может перекреститься. Он не возмущается и не говорит каких-то гневных слов по отношению к Богу из-за того, что у него нет трех других конечностей. Нет, он просто славословит Бога, потому что у него есть правая рука. А почему? Потому, что этот человек опытно осознал, что такое находиться в близости, в присутствии Бога.

Потому что, если мы этому научились, если познали, что это такое, то мы действительно перестаем нуждаться в чем-либо. И это можно сравнить с нахождением в присутствии того, кого ты сильно любишь. И не важно, что этот человек — зависим от тебя, или ты зависишь от него материально — важно то, что вы находитесь рядом, а остальное не имеет значения. И если мы любим Бога, то точно также жизнь в присутствии Бога, сама возможность молиться, возможность участвовать в таинствах, возможность приходить на богослужения — она является самым ценным. Потому что она равна той самой возможности нахождения рядом с тем человеком, которого ты любишь и от которого ты ничего не хочешь. Хочешь быть просто рядом.

И мне хотелось бы пожелать всем вам, чтобы мы пришли к состоянию того Анатолия, который благодарит Бога только за то, что у него есть правая рука. К состоянию всех святых, которые, не имея ничего, обладали всем, как говорил апостол Павел (2 Кор. 6, 10). Я надеюсь, что с Божией помощью у нас это получится. Ангела всем хранителя!

Похожие публикации