В канун Недели о блудном сыне епископ Феоктист совершил богослужение во Владимирском соборе

27 февраля 2021 года, в канун Недели о блудном сыне, епископ Переславский и Угличский совершил всенощное бдение в Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— С воскресным днём, наступающим, всех вас сердечно поздравляю!

Звучит эта фраза, конечно, как набившая оскомину. «С воскресным днём» — каждую неделю я произношу это выражение. Мне хочется призвать вас подумать об этой фразе.

Мы помним, что непосредственно перед тем, как Христос был взят под стражу, Он сказал своим ученикам: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь» (Мф. 26, 31). Конечно, эти слова имеют самое непосредственное отношение к той страшной ночи, к предательству Иуды, к слабости учеников, к их горделивой самоуверенности, которая неизбежно приводит к падению — буквально через несколько минут после заверения в том, что ученики ни при каких обстоятельствах не отрекутся от Христа, они оказываются неспособны к самому малому, они не могут поддержать своего Учителя простым пребыванием рядом с Ним, они засыпают.

Но эти Христовы слова могут быть отнесены к любому из нас, потому что невозможно не пройти тот путь, который прошли ближайшие Христовы ученики. Почему? Потому что слабость и самоуверенность — не частные свойства апостолов, это наши общечеловеческие особенности, мы все слабы и все самоуверенны, а потому мы и проходим одни и те же этапы духовного возрастания. Мы, как и апостолы, соблазняемся.

Из текста Евангелия ясно, что именно соблазнило апостолов: оказалось, что их Учитель вовсе не намерен сопротивляться взятию под стражу, оказалось, что Он — не сказочный супергерой, Он не стал бороться за Свою свободу и за Свою жизнь, Он, как кажется, сдался, Он побеждён, ученики увидели Его бессилие и потому соблазнились, в страхе они разбежались в разные стороны.

Причины соблазна, причины неверия во Христа всегда одни и те же — что в ту далёкую иерусалимскую ночь, что здесь и сейчас. Они кроются в видимой нашим человеческим взором слабости Христа, которую мы не можем понять и вместить. Мы видим Его кажущуюся слабость тогда, когда тяжело болеют и умирают ни в чём не повинные дети, мы сталкиваемся с Его молчанием тогда, когда происходят трагедии, которым нет оправдания и которые не имеют никакого смысла. В эти моменты быть со Христом, исповедовать Его Богом почти невозможно. Это та же невозможность, с которой столкнулись апостолы. Быть рядом с умирающим ребёнком и говорить о том, что мы знаем Христа, понимаем смысл Его действий, исповедуем Его всемогущество и благость — невозможно. Для этого надо быть или циником, или просто очень недалеким человеком. Апостолы не были таковыми, абсолютное большинство людей — тоже. Именно поэтому все мы проходим через соблазн неверия во Христа. Этот соблазн невозможно преодолеть никакими человеческими способами, он снимается лишь вхождением в тайну Христова Воскресения, он устраняется лишь Самим Христом.

Мы знаем, что для апостолов все их сомнения, всё их неверие закончилось Воскресением Христовым. Потому что они увидели: Иисус — Христос не потому, что Он смог всех победить Свой силой, а потому, что Он смог принять на Себя человеческую слабость и преобразить её через Своё Воскресение.

И, собственно говоря, каждый воскресный день, мы именно это и вспоминаем. Вспоминаем слабость Христа, которая стала победой над силами ада.

Мне бы хотелось всем нам пожелать, чтобы всё происходящее с нами, происходящее в мире, мы смогли видеть через призму Христова Воскресения. Потому что ад и силы зла уже побеждены, и их действие сегодня на верующих должно производить эффект испытания и утверждения в вере, а никак не наоборот.

Похожие публикации