В канун Недели 9-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение в Преображенском храме села Нагорье

13 августа 2022 года, в канун Недели 9-й по Пятидесятнице и праздника Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Преображенском храме села Нагорье Переславского района.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём и со скорым началом Успенского поста!

Успенский пост начинается с церковного воспоминания Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня, и сегодня мы с вами совершили предписанный уставом чин изнесения. Как вы знаете, Церковь делает особенный акцент на Животворящем Крестном Древе: мы совершаем, посвящённые Кресту богослужения Великим постом, совершаем его в начале Успенского поста, впереди нас ждёт праздник Воздвижения Креста Господня, помимо этого, пятница каждой седмицы так же посвящена молитвенному воспоминанию орудия нашего спасения.

Столь частое и настойчивое обращение нашего внимания на Крест, конечно же, не случайно. Через это Церковь неустанно напоминает нам о том, что христианство противоречит мирской логике, и о том, что нет и не может быть пути примирения христианства и мирских устремлений. В земной жизни победа достигается силой, которая может иметь самые разные проявления: сила оружия, сила слова и дипломатии, сила воли и убеждённости. Но не так в христианстве: христианство через Крест Христов возвещает, что победить, то есть обрести вечность со Христом, может лишь тот, кто не испугается собственной слабости, кто отринет мирские представления о силе, и воспримет на себя силу Христову, которая состоит в совершеннейшем смирении и любви.

В Новом Завете мы неоднократно встречаем упоминание любви, это упоминание способно нам помочь понять, в чём именно состоит и как переживается способное привести в благую вечность смирение: любящий, даже если под этим словом понимать исключительно земное его измерение, всегда беззащитен, а это означает, что любящий по определению исполнен смирения. У большинства из вас есть дети, и вы понимаете, о чем идёт речь: дети могут быть самыми разными, далеко не всегда такими, какими их хотели  бы видеть родители, но по отношению к собственным детям родители абсолютно беззащитны, ребёнок может одним словом или даже взглядом ранить так, как не сможет ранить никакой другой человек. Обезопасить себя можно только одним способом: отказаться от любви, закрыться от неё, научиться ничего не чувствовать. Но все мы понимаем, что такой путь нельзя назвать нормальным и тот человек, который решит избрать его для себя, достоин глубокой жалости.

Воплощённый Бог проявил любовь, подобную человеческой любви к детям, ко всему человечеству, и именно любовь привела Его на Крест. По мирской логике, Он проиграл, ведь Он умер. Но мы знаем, что вслед за Его Смертью было Воскресение, которое доказало, что совершенная любовь не может умереть, и тот, кто найдёт в себе мужество последовать за Христом, также не может умереть, об этом сказал Сам Спаситель: «И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Ин. 11, 26). Его слова подразумевают важную оговорку: вера во Христа влечёт за собой соответствующие этой вере действия, то есть действия любви.

Думаю, это именно то, о чём нам всем стоит молиться, взирая на Крест Господень: мы должны просить у нас ради Распятого Спасителя даровать нам мужество и веру быть открытыми к любви и ничего не бояться.