25 июля 2020 года, в канун Недели 7-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Применительно к истории, описанной в сегодняшнем евангельском чтении, святитель Филарет Московский сказал замечательные слова: «Достоинство души не в том состоит, чтобы иметь более божественных утешений, но в том, чтобы покоряться воле Божией, утверждаться в искреннем смирении и более наполняться любовью к Богу и ближнему». Этими словами святитель Филарет объясняет то, что произошло у Живоносного Гроба в первые часы после Христова Воскресения. Слова святого дают ответ на вопрос о том, почему Мария не встретила тогда Христа у Гроба, и почему апостолы смогли увидеть лишь аккуратно свернутые погребальные пелены.

Но, конечно, слова святителя Филарета можно распространить на любой другой поиск встречи со Христом, на поиск каких-либо дарований, на ответ Бога на наши молитвы, который, как мы знаем, далеко не всегда тот, который нам хотелось бы услышать. Понять мысль святителя, а вместе с ней и идею Бога, которую выражает святитель, можно только в том случае, если помнить о конечной цели нашего Творца по отношению к человеку: Бог хочет для нас абсолютного и вечного блага, а оно возможно лишь в единении с Ним. Единение же возможно лишь тогда, когда мы всё то, что с нами случается, будем воспринимать как получаемое от Бога. Конечно, это невероятно сложно, но никто нигде и никогда не говорил, что будет просто. А Христос и прямо свидетельствовал, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), и что без деятельной помощи Бога вхождение в Царство Небесное для человека не представляется возможным: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19, 26).

Бог хочет, чтобы мы были с Ним, и потому побуждает нас постоянно искать Его и никогда не успокаиваться. Успокоение и всестороннее довольство самим собой и своей жизнью — главные враги на пути в Христово Царство. Довольно легко спрогнозировать, что будет с человеком, если он всегда будет получать просимое, если все его молитвенные просьбы будут исполняться незамедлительно и именно так, как измыслил сам человек: Бог при этом станет некоторым подобием волшебного сундучка, Он не будет восприниматься нам как Личность, да и вообще, Он нам станет неинтересен. Поэтому Бог любого человека, который жаждет Царства Небесного, ставит в ситуацию постоянной неопределенности и некоторого, а часто и весьма ощутимого, дискомфорта, при которых единственная надежда и опора — Бог. Он постоянно учит нас тому, чему не сумели научиться Адам и Ева. Он учит нас во всем доверять Ему, при этом Он позволяет задавать любые вопросы, Он разрешает сомневаться.

Жизнь любого известного нам святого — это всегда история про опыт обучения доверию и про глубинное осознание нашей собственной человеческой ограниченности. В этом смиренном осознании заключается предвосхищение блаженства человеческой души. Только при условии его обретения душа становится достойна вечного блаженного пребывания со Христом Царем нашим и Богом.