В канун Недели 7-й по Пасхе епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

4 июня 2022 года, в канун Недели 7-й по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, с наступающим воскресным днём вас!

Думаю, вы, читая первые три Евангелия, заметили, что в начале своего земного служения Господь Иисус Христос не делал каких-либо резких высказываний в адрес книжников и фарисеев, да и вообще, вначале Он обращал Своё слово прежде всего к этим людям, именно они были Его первоначальной целевой аудиторией. Постепенно стало очевидным: ни книжники, ни фарисеи, ни саддукеи, ни израильские старцы категорически не готовы слышать Христово слово, по этой причине Господь изменил как аудиторию Своей миссии, так и риторику в отношении книжников, фарисеев и всех тех, кто считал себя учителями народа.

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть такие слова Господа Иисуса Христа: «говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20), они были произнесены в начале Христова служения, а потому Господь ещё далёк от того, чтобы называть книжников и фарисеев окрашенными гробами (см. Мф. 23, 27) или же утверждать, что их отец диавол (см. Ин. 8, 44). Более того, здесь Спаситель говорит о праведности книжников и фарисеев. Причём говорит Он об этом не в контексте печальной иронии, а в самом прямом смысле: они праведны. Но у праведности, если следовать словам Христа, есть разные уровни и неодинаковые формы. А ещё оказывается, что не всякая праведность способна помочь человеку достигнуть вожделенной цели — Царства Небесного.

Здесь нам стоит подумать о том, что же, собственно, такое «праведность». Это слово довольно часто встречается на страницах Священного Писания, а впервые мы с ним сталкиваемся в 15-й главе Книги Бытия в истории про праотца Авраама, который поверил Богу и это было вменено ему в праведность. Из контекста понятно, кем именно было вменено — Богом. То есть именно Бог определяет, что является праведностью, а что ей не является. Авраам жил до дарования Богом письменного закона, а потому он мог ориентироваться только на им лично полученные от Бога откровения, которые, в первую очередь подразумевали, доверие, ведь без него откровение не было бы принято как таковое, а потому само по себе доверие Богу и было для Авраама праведностью.

Значительно позже Бог даровал человечеству Свой закон, следование которому тоже означает праведность. Закон заменил собой прямое откровение от Бога, всё стало довольно просто и прозрачно: Бог уже выразил Свою волю, задача человека состоит лишь в том, чтобы следовать ранее зафиксированной воле и, по возможности, не задавать слишком много вопросов. Но жизнь не стоит на месте, а потому вопросы всё же возникали. Поиски ответов на них заключались не в том, чтобы обращаться к Богу, а в более глубоком и детальном исследовании записанного закона. Такая система, пусть и с оговорками, но справлялась со своими задачами: народ Израиля сохранил и сам себя, и понятие об Едином Истинном Боге. Более того, уровень веры и праведности открыли возможность Боговоплощения. Христос обращался к людям, которые были способны Его понять, это не случайность, а результат многовековой жизни по данному Богом закону. Или, иначе, результат многовековой законнической праведности. Такая праведность во всех смыслах хороша и похвальна, но она не совершенна, ведь она за буквой закона зачастую не видит и не слышит Бога.

Господь Иисус Христос объясняет, что это означает. Там же, в 5-й главе Евангелия от Матфея, Он приводит несколько особенно ярких примеров, но, чтобы понять Его мысль, достаточно остановится на первом из них. Спаситель напоминает о запрете на убийство: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5, 21-22). Ветхозаветный запрет убийства понятен и прост, его буквальное прочтение означает, что нельзя никакого лишать жизни.

Но что такое «убийство»? Чем оно продиктовано? Что за ним стоит? Любое убийство — следствие гнева, который приводит к тому, что гневающийся перестаёт видеть в другом человеке бесценный образ Божий, человек становится для него чем-то близким к неодушевлённому предмету, чем-то мешающим и раздражающим, таким, от чего необходимо попытаться избавиться. И дело именно в этом, а не в собственно убийстве, убийство — это лишь следствие, чтобы его не было, необходимо осознать причину, которая к нему приводит, ведь эта причина по своей сути равна действию, направленному на лишение жизни.

Тот, кто способен внутри самого себя устранить причины, приводящие к нарушению божественного закона, и есть поистине праведен, именно такой человек имеет шанс войти в блаженную вечность со Христом. И дай нам всем Бог достигнуть этой высшей праведности!

Похожие публикации