В канун Недели 6-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

31 июля 2021 года, в канун Недели 6-й по Пятидесятнице, дня памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Сегодняшний воскресный день соединён с памятью обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, святого, которого без каких-либо оговорок можно назвать «пасхальным» святым. Он жил так, как будто он сам был свидетелем Христова Воскресения, как будто он был там и тогда вместе с апостолами, как будто он вместе с ними пережил отчаяние и страх, которые вылились в нескончаемое торжество Христовой Пасхи.

Конечно, когда мы говорим о преподобном Серафиме, то сослагательное наклонение можно опустить: ведь он в самом деле там был, правда, не телом, но своим духом. Нам прекрасно известна его жизнь, ведь он жил относительно недавно, поэтому о нём есть достоверные свидетельства. Из этих свидетельств мы знаем, что его сознательная жизнь представляла собой один сплошной аскетический подвиг, именно этот подвиг и привёл его к озарению пасхальным светом.

Отсюда можно сделать очень простой вывод: в истинную радость Христова Воскресения невозможно войти, если у человека не будет самоотречения, подобного самоотречению преподобного Серафима. Зачастую нашим современникам не совсем понятно, что это такое. К примеру, когда мы сегодня читаем «Невидимую брань» преподобного Никодима Святогорца и встречаем такие слова: «когда почувствуешь припадки самолюбивого саможаления, не внимай им и в малодушии не сходи со креста, но прибегни к молитве и терпи со смирением, стараясь победить свою волю и восхотеть твёрдым хотением, да будет на тебе воля Божия», то у нас возникает много вопросов, самый главный из которых состоит в непонимании того, что означает призыв «не сходить со креста».

Преподобный Серафим отвечал на этот вопрос всей своей жизнью, а наиболее ярко он показал значение этих слов тогда, когда отказался сопротивляться физическому насилию. Христос Спаситель точно также отказался от сопротивления, Он предпочёл унизительную смерть применению Своей божественной силы, Он полностью доверился Богу-Отцу, хотя, как мы знаем, Ему далось это очень непросто. Кажется, что это был тупиковый путь, совершенно неправильный выбор, который привёл Христа на Крест, но в конечном итоге Его Смертью был побеждён диавол, и открыт путь к победе над смертью для каждого человека. Преподобный Серафим это не только понял интеллектуально, он сделал Евангелие достоянием всего своего естества, именно поэтому он смог отказаться от сопротивления и в конечном итоге победить — стать ещё при жизни человеком Нового Завета, озарённым светом Христова Воскресения.

Нам стоит помнить, что иного пути нет. Для христианина, если, конечно, он христианин не только по имени, но и по сути, существует только одна дорога: та, которую проложил Христос и которую избрал преподобный Серафим. А это означает, что мы должны во всём довериться Богу и не пытаться отстаивать свои интересы, соглашаясь на использование тех методов, которые предлагает нам окружающий мир и человеческое падшее естество. Это то, о чём стоит непрестанно молиться, то, к чему нужно неуклонно стремиться, то, без чего вся наша христианская жизнь не стоит ровным счётом ничего.

Похожие публикации