18 июля 2020 года, в канун Недели 5-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Во время земной проповеди Христа Спасителя апостолы были с Ним. Но они, как мы знаем, понимали далеко не всё из того, что Он им говорил. Это вполне естественно: апостолы были детьми своего времени и своего народа, их умы до Сошествия на апостолов Святого Духа не были просвещены. Конечно, можно удивляться их непониманию, но ни в коем случае нельзя их осуждать. Даже Христово Воскресение при всей его очевидности апостолы смогли принять далеко не сразу. Они сомневались и не верили до последнего, никакие косвенные признаки не смогли их убедить, и лишь Сам Господь, представ перед ними в Своём воскресшем Теле, сумел превратить учеников из неверующих в верующих. Дальнейшую историю мы знаем.

Но, думаю, не будет бесполезным немного пофантазировать и подумать, а что бы стало с апостолами, если бы доказательства Христова Воскресения так и остались лишь косвенными, и если бы не было Сошествия Духа Святого? При том, что само Воскресение было.

Наверное, апостолы остались бы верны памяти своего Учителя. Наверняка, их община имела бы какое-то продолжение. Но, конечно, вряд ли бы она дошла до наших дней, и вряд ли бы у апостолов хватило бы сил продолжать дело проповеди. Они, скорее всего, закрылись бы в самих себе, и жили бы воспоминаниями об Учителе. Но если бы не было Духа, то не было бы и живого присутствия Христа среди них, не было бы всего того, что мы называем христианством.

Основа христианства — личная убежденность, личный опыт общения с Христом Воскресшим, а сила христианства — в содействии Святого Духа, Который, как нам известно из Евангелия, «дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин. 3, 8). Дух Святой — живёт и действует в Церкви. Он сообщает Церкви жизнь. Он даёт ей развиваться и не останавливаться лишь на воспоминаниях о былых временах. Он не даёт Церкви впасть в ностальгию и замереть в ней. Собственно говоря, устремленность вперед, развитие, конечно, с учётом опыта прошлых поколений, — это признаки жизни, а, значит, и признаки присутствия Духа Святого.

Прекрасно известно, что можно своими делами если не совсем лишиться Духа, то сделать так, что Он отступит, Он перестанет быть руководящим началом жизни. Конечно, не жизни Церкви, а жизни отдельного человека. В таком случае человеку станет не по пути с Церковью. Он найдет то, в чём её можно обвинить. Он найдёт слова, которые оправдают его действия в его же глазах. Полагаю, что каждый из нас знает о таких примерах.

Да, мы не в состоянии избежать греха. Да, все мы ходим по грани, все мы рискуем лишиться руководящего начала Святого Духа. Никакой человек не может быть от этого застрахован. Но Церковь Христова никогда не лишится присутствия Духа. А потому для любого человека самый безопасный путь — пребывание в церковном единстве несмотря ни на что. Мы можем не понимать того, что происходит. Мы можем быть против этого. Нам может не нравиться. Но ведь действия Святого Духа и не обязаны быть понятными, они вовсе не должны быть предсказуемыми и принимаемыми всеми. Нравиться они тоже не обязаны. Дух, в отличие от нас, абсолютно свободен, Он не подчинён нашей логике, Он не встраивается в систему наших ценностей и приоритетов.

Нам стоит всегда помнить о том, что никто не может в отношении самого себя сделать достоверный вывод о присутствии в нас Святого Духа и о том, действует ли он в нас. А в отношении Церкви такой вывод сделать можно. А потому лишь Церковь, каноническая Церковь — единственное надежное прибежище для ищущих спасения.

Также, в преддверии 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, стараниями мастеров и неравнодушных верующих города Златоуста Челябинской области для мощей святого князя, находящихся во Владимирском кафедральном соборе, был изготовлен ковчег.

— Побывав на родине святого князя Александра Невского, нам захотелось как-то поучаствовать в благоукрашении святынь древнего города — рассказала одна из благотворительниц. — Александр Невский для нас златоустовцев тоже является «своим» святым. В 1857 году город посетил император Александр II, и в память об этом событии один из приделов строящегося Троицкого собора был назван в честь небесного покровителя императора — святого благоверного князя Александра Невского.

Узнав о нуждах главного собора Переславля, мы решили преподнести в дар храму Александра Невского ковчег, в котором будет находиться частица мощей великого святого русской земли.