29 мая 2021 года, в канун Недели 5-й по Пасхе, о самаряныне, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Христос воскресе!

Как вы все прекрасно знаете, в Неделю 5-ю по Пасхе мы вспоминаем историю, которая описана в четвертой главе Евангелия от Иоанна. Этот евангельский эпизод отличается от всех тех историй, которые Церковь установила вспоминать в воскресные дни после Пасхи. Во всех других эпизодах есть описание того или иного явного чуда, в этом его нет. Есть лишь беседа Христа Спасителя с женщиной из самарянского селения. Конечно, чудо можно увидеть и здесь: чудо веры во Христа на основании пусть и достаточно пространной, но единственной беседы. Но тем не менее это чудо нельзя поставить в один ряд с исцелением расслабленного или слепого. И, без сомнения, нельзя его сопоставлять и со свидетельствами о Христовом Воскресении, о которых идёт речь в первые два воскресных дня после Пасхи.

Почему же Церковь сделала такой акцент именно на этой беседе, именно на этом евангельском эпизоде? Здесь, как и всегда, может быть несколько ответов. Я бы хотел поделиться с вами одним из них.

Явные чудеса — это то, к чему стремятся неокрепшие в вере люди. Это то, что производит впечатление, то, что привлекает. Именно по этой причине особо почитаемы в народе именно те святые, которые прославлены множеством чудес, к примеру, блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская. Но сами по себе чудеса не приводят к Богу. Они, если можно так выразиться, лишь дверь, которая должна вести к познанию любви Божией, которая, в свою очередь, не имеет неразрывной связи с чудесами.

Несмотря на то, что беседа Христа с самарянкой не содержит в себе упоминания любви, она именно о ней — о любви Бога к Своему творению. Любовь Божия побеждает все условности человеческого общества: иудеи не общались с самарянами — Христос общается, иудеи не общались с теми, у кого была «подмочена» нравственная репутация — Христос общается, иудеи не считали возможным проповедовать женщинам — Христос проповедует. Тем самым Господь показал, что для любви Божией нет никаких ограничений, что если человек с верой во Христа сможет это понять и осознать, если он сможет стать проводником любви, то в таком случае Спаситель даст ему ту воду, которая «сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 13), то есть даст ему благодать Святого Духа и благодать приведёт такого человека в Царство Небесное.