В канун Недели 30-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

15 января 2022 года, в канун Недели 30-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сёстры, поздравляю вас с наступающим воскресным днём.

Прежде всего я хотел бы вам напомнить один эпизод из жития преподобного Макария Великого:

Однажды во время молитвы блаженный Макарий услышал голос: «Макарий, ты не достиг ещё такого совершенства, как две женщины, живущие в городе». Смиренный подвижник, взяв свой посох, пошёл в город, нашёл дом, где жили женщины, и постучал. Женщины приняли его с радостью, а преподобный сказал: «Ради вас я пришёл из дальней пустыни и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите о них, ничего не скрывая». Женщины с удивлением ответили: «Мы живём со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей». Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему: «Мы вышли замуж за родных братьев. За всё время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой. Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти». Святой подвижник прославил Бога и сказал: «Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись».

Неизвестно, сколько ещё есть таких женщин, о которых нам ничего неизвестно, но которые могли бы быть образцами для монахов. Когда мы открываем наши святцы, то видим, что там не так много женщин, мужчин гораздо больше. Невольно напрашивается вывод, что святость — это то, к чему мужчины предрасположены больше, чем женщины. Так сложилась жизнь, что мужчины несут в Церкви общественное служение, а женщины естественным образом оказываются в тени. Случай из жизни преподобного Макария учит нас, что, сопоставляя гендерный состав святых, не нужно спешить с выводами. Есть то, что ускользает от нашего взора, ведь количество прославленных у Бога святых не равно количеству святых, прославленных Церковью. Более того, если мы сейчас посмотрим вокруг себя, то увидим явное преобладание женщин. Это тоже не может не подвигать нас к мысли об особом пути святости, в большей степени доступном женщинам, а не мужчинам.

Вероятно, в женской природе есть нечто способствующее восхождению к Богу. К примеру, женщинам легче просить Бога о помощи, при этом, женщины продолжают проявлять и собственное усердие. Мужчины иные: нам сложно просить о помощи, но если мы начинаем это делать, то рискуем совершенно расслабиться. Своеобразным примером могут служить женские монастыри, которые обычно восстанавливаются гораздо быстрее мужских, а восстановление монастыря — это и умение молиться, и способность просить о помощи, и личный подвиг каждой насельницы.

Всегда ли умение просить — ценность? А если это признак собственной лени? Я думаю, что когда просящий осознаёт собственную ограниченность, то это признак правильного устроения, а значит, умение обращаться за помощью становится добродетелью. Смирение приводит человека к необходимости обратиться за помощью.

Все это я говорю вот с какой целью: хочу попросить молитв за нашего клирика отца Василия Молотка. Он, проявил себя как и большинство мужчин — никому не сказал о своей болезни и не попросил помощи, к счастью, настоятель нашего собора отец Алексей сумел его переубедить, и сделал это очень вовремя, сейчас отец Василий находится в больнице, мы надеемся, что врачи смогут оказать ему необходимую помощь, но он, конечно, нуждается в наших молитвах.

Похожие публикации