В канун Недели 30-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил богослужение во Владимирском кафедральном соборе

7 января 2023 года, в канун Недели 30-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с Рождеством Христовым и с наступающим воскресным днём!

В Священном Писании немало таинственного и загадочного, такого, о чём мы не можем рассуждать как об абсолютно достоверном. Особенно много таких мест в евангельских рассказах о Христе Воскресшем. Мы в рамках нашей земной жизни никогда не сможем понять, каким образом Воскресший Господь проходил сквозь стены, не сможем мы понять и того, почему Его не все могли узнать при личной встрече, но при этом узнавали тогда, когда Он начинал говорить, а другие лишь после того, как Он преломлял с ними хлеб за ужином. Не сможем мы и в полной мере понять эпизод у Гроба, в котором Господь запрещает Марии Магдалине прикасаться к Нему со словами о том, что Он «ещё не восшёл к Отцу Своему».

На этот евангельский отрывок существует масса толкований, их, конечно же, можно принимать, но не следует им слепо верить, как единственно возможной истине, стоит помнить слова блаженного Августина, которые он написал, комментируя этот отрывок: «В этих словах сокрыта некая тайна; откроем ли мы её или вовсе не сможем её обнаружить, тем не менее никоим образом не следует сомневаться нам в том, что она существует». Впрочем, эти слова не помешали блаженному Августину высказать некоторые предположения, среди которых, пожалуй, самое важное состоит в том, что он называет «неразумными», «глупыми» и «безрассудными» тех, кто полагает, будто бы запрет прикасаться был связан с тем, что Мария Магдалина была женщиной: «Кто же будет столь глуп, чтобы сказать, будто Он хотел, чтобы ученики коснулись Его, прежде чем Он взошёл к Отцу, но не хотел, чтобы коснулась женщина, прежде чем Он взойдёт к Отцу? Однако давайте не позволим оказаться настолько безрассудным тому, кто хотел бы так думать».

В самом деле, такое прочтение существует, некоторые проповедники делают на нём особый акцент, вспоминая о том, что в Евангелии от Луки мы находим совершенно противоположные слова Христа, адресованные к апостолам: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 39). Нечто подобное сказал Господь и апостолу Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» (Ин. 20, 27). Позднее апостол Павел выразил отношение Бога и, как следствие, Церкви к, так сказать, гендерному разделению: «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). Слова апостола Павла означают, что в отношении ко Христу все люди абсолютно равны, но при этом мы отличаемся теми служениями, к которым нас призывает Господь. Следовательно, делать вывод, что суть проблемы состоит в женском поле Марии Магдалины, в высшей степени некорректно.

Блаженный Августин в качестве одного из предположений написал, что, возможно, всё дело в отношении ко Христу именно Марии Магдалины, в том, что конкретно она воспринимала Его лишь как Человека, но не как Сына Божия, равного по Своего божественному достоинству Отцу. А ещё у него есть предположение о том, что в этом евангельском эпизоде Мария Магдалина символизирует собой «прообразом Церкви из язычников, которая уверовала во Христа не раньше, чем Он вознесся к Отцу».

Могут быть, конечно, и иные предположения схожего рода, но общая их мысль состоит в том, что Господь Иисус Христос по-разному открывает Себя людям, и в зависимости от этого выстраивается и взаимоотношение с Ним.

Помолимся же Воскресшему из мертвых нашему Спасителю и Богу, дабы Он открыл каждому из нас Себя в полной и совершенной мере!

Похожие публикации