27 июня 2020 года, в канун Недели 3-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Жизнь священников известна всем, её все видят, священники не могут никуда скрыться. Если у них есть какие-то нравственные недостатки, то это также становится известно всем. Особенно же явным делается недостаток веры в том или ином священнике. Если обнаружится, что жизнь священника не соответствует вере, то это вызовет неизбежные пересуды и осуждение. А кто-то и вовсе сделает вывод, что раз есть священники, которые не живут по вере, то всё, чему они учат, ложно, а значит и вся церковная жизнь — обман и фикция. Собственно, именно такие священники чаще всего и оказываются героями печальных публикаций светских средств массовой информации.

Действительно, такая проблема есть. Далеко не все мы оказываемся примерами веры. Да, нам её зачастую не хватает. Да, это грустно. Правда, есть одно большое «но».

Апостолы. Те самые люди, на которых мы смотрим как на пример горячей веры, и правильно делаем, ведь они доказали свою преданность Богу своими трудами и своей, как правило, мученической кончиной. Но сегодня мы слышали, что Сам Воскресший Христос укоряет их за неверие: «явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк. 16, 14). Апостолы всё видели, они были рядом со Христом, они слышали Его слова, они не понаслышке знали о совершённых Им чудесах, но они не смогли поверить свидетельствам о Его Воскресении.

Получается, что их вера была далеко не такой совершенной и полной, как можно было бы подумать. У апостолов были моменты слабости. И, что ещё важно, если мы, вынося своё суждение относительно других людей, может ошибиться, то Господь Сердцеведец ошибиться не может. В тот момент у апостолов действительно не было веры. Даёт ли нам этот факт право отвернуться от них и в чём-то их обвинить? Нет, не дает. Потому что это всего лишь один из множества других эпизодов жизни этих людей. Они не были совершенными, они такие же слабые люди, как и все мы. Их источник силы не в них самих, а в Боге. Точно так же, как и у любого другого человека.

Но из истории апостолов, из истории их сомнений и колебаний мы можем сделать очень важный практический вывод: отсутствие веры и, как следствие, жизни по вере — это не приговор. Это лишь диагноз, причём диагноз излечимой болезни. Ей, в той или иной степени, переболели очень многие святые и подвижники благочестия. Веру дает Бог. Он же её может и забрать. Да, и первое, и второе происходит не без участия самого человека. Но если случаются какие-либо колебания в вере, особенно у тех, кто призван быть наставником и учителем, то это не повод отвернуться от этих людей, напротив, они нуждаются в поддержке и, конечно же, в молитвах.