В канун Недели 29-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

8 января 2022 года, в канун Недели 29-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Древние христианские апологеты оставили о себе множество крайне любопытных и содержательных сочинений, в которых они тщательнейшим образом разъяснили суть христианского учения. Но при этом апологеты были честны: они понимали, что одними лишь слова невозможно кого-либо убедить в истинности христианства.

Классический пример апологетический честности — это принадлежащий перу мученика Иустина Философа «Диалог с Трифоном иудеем». Скорее всего, этот диалог не имел места в реальности, исследователи полагают, что он сочинён святым мучеником, но даже в рамках сочинённого диалога беседа не заканчивается безоговорочной победой христианского апологета, Трифон не отказывается от иудаизма и не встает в ряды последователей Христа. Причина проста и очевидна: это всего лишь диалог, то есть всего лишь слабые человеческие слова. Святой Иустин прекрасно понимал цену и вес человеческого слова. Малую цену и небольшой вес.

Более того, не только слова, но и чудеса не способны превратить кого-либо в христианина. Поверить в то, что Иисус из Назарета есть никто иной как обетованный Спаситель мира, поверить, что Он — Воплощенный Бог можно не иначе, как при содействии Духа Святого. Если Дух Святой коснулся человека, то все фундаментальные вопросы, касающиеся христианства, отпадают сами собой. Всё становится ясно. Правда, не на уровне слов и формулировок, а на каком-то ином, значительно более глубоком уровне, который, пожалуй, с некоторой долей условности можно назвать уровнем сердца. Или уровнем души.

Всем нам прекрасно известен евангельский эпизод, в котором ко Христу с вопросами о достижении вечной жизни приходит некий богатый юноша. В результате беседы со Спасителем юноша «отошёл с печалью, потому что у него было большое имение». А сам этот эпизод заканчивается недоумением апостолов и словами Христа относительно спасения: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк. 10, 27).

Этот евангельский отрывок, помимо бросающегося в глаза вопроса о соотношении материальных благ и спасения, ставит ещё один, не менее важный вопрос, который касается соотношения собственных усилий и благоволения Божия в деле нашего спасения. Если на первый из этих вопросов можно дать внятный ответ, сказав, что дело не в богатстве как таковом, а в зависимости от него, то со вторым всё значительно сложнее, ведь если бы даже евангельский обеспеченный юноша сумел отказаться от всего, чем он обладал, то финальные слова Христа Спасителя остались бы неизменны — спастись «человекам […] невозможно», но это может сделать Бог, «ибо всё возможно Богу».

Если подходить к сказанному Христом с математической строгостью, то получается, что никакие наши действия не могут повлиять на вопрос спасения души. В равной степени не может на него повлиять и абсолютное бездействие. Тогда в чём же смысл аскетических подвигов и стараний жить в соответствии с евангельскими нравственными императивами? Для чего отказываться от имений и самих себя, если спасение «человекам это невозможно», тогда как Богу всё возможно?

Эти вопросы относятся как раз к той категории недоумений, которые невозможно разрешить ни словами, ни чудесами, а только содействием Святого Духа. Именно Дух даёт человеку веру, Он же даёт любовь, а любовь заставляет действовать в соответствии со словами Христа Спасителя, любовь не может оскорбить Любимого своим невниманием и бездействием там, где требуется полная самоотдача, естественное желание любви состоит в стремлении раствориться в Возлюбленном душой Христе. Любовь верит, она не боится, она надеется, и она действует, ну а свою конечную участь любовь отдаёт во власть Того, к Кому она обращена — во власть Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Похожие публикации