28 декабря 2019 года, в канун Недели 28-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе Переславля-Залесского.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с проповедью:

— Пожалуй, основным внутренним событием в этом евангельском отрывке можно считать то, что Господь отверз ум апостолов к разумению Писаний (Лк. 24, 45). Всё прочее, всё, что было до этого, и все те события, которые описаны в дальнейшем — внешнее. А это внутреннее.

Но в этой связи возникает сразу несколько вопросов. Ведь получается, что до этого их умы были закрыты к пониманию Писаний. Можно ли самому себе открыть ум к его разумению? Или это может сделать только Христос? А почему Он не сделал этого ранее? Не хотел? Почему? Ведь было бы проще…

Да, и если это в самом деле может сделать только Христос, то тогда как относиться к Его же упреку апостолам Луке и Клеопе, который мы слышали в этой же 24-й главе Евангелия от Луки: «о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24, 25‑26). Ведь если Он и только Он может открыть ум к пониманию Писаний, то как можно упрекать кого бы то ни было за то, что они не понимают?

Но мы, конечно же, не можем допустить, что Христос к кому-то придирался, и не можем заподозрить Его в отсутствии логики. А значит дело тут сложнее, значит, не все зависит от Него. Здесь самое время вспомнить «избитую» фразу о том, что Бог не может спасти нас без нас. Что процесс спасения — процесс соработничества Бога и человека, а разумение Писаний — составная часть этого процесса. Следовательно, и понимание Священного Писания — тоже не может быть лишь даром Бога, это ещё и труды человека. Вернее же сказать, не труды, а некая ступень духовного роста. Но для того, чтобы взойти на эту ступень необходимо пройти через сомнения, в том числе и сомнения в Христовом Воскресении, то есть пройти тем путём, которым прошли апостолы.

Для кого-то этот путь может быть подобен и пути апостола Петра, и проходить через отречение от Спасителя. Сначала — сомнения и разного рода метания, сначала — долгий и непростой путь блуждания, и лишь потом — просвещение светом познания Писаний, которое дарует Христос. А значит, не стоит смущаться тогда, когда одолевают сомнения, они лишь часть пути. Важно лишь не останавливаться, а относиться к ним с тем же спокойствием, с каким мы относимся к причудам погоды.

Из этого евангельского отрывка можно сделать и ещё один важный вывод: Писание не может быть понято без Христа. Да, его можно выучить, можно прекрасно в нём ориентироваться, можно иметь в памяти цитаты из Писания на все случаи жизни, но при этом не понимать его смысл. Ведь смысл это не только то, что несут в себе слова и предложения, это нечто значительно большее. Смысл всегда больше, чем слова, за которыми он скрыт. Смысл и понимание Писания — это дар Христа. Поэтому вместе с постепенным возрастанием в вере, нужна и горячая молитва об обретении этого дара.