19 декабря 2020 года, в канун Недели 28-й по Пятидесятнице и дня памяти святителя Амвросия Медиоланского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Сегодня в нашем богослужебном календаре в качестве празднуемого святого указано имя святителя Амвросия Медиоланского.

О нём известно довольно много, ведь он не был отшельником, напротив, он был в центре общественной, в том числе и политической, жизни. Совершенно уникален его путь к архиерейскому достоинству: он был избран епископом ещё не будучи крещён. Пожалуй, более стремительного примера восхождения на высшую иерархическую ступень Церковь не знает. Но, конечно, не это самое главное в его биографии. Для нас важнее всего то, что святитель Амвросий много потрудился как проповедник и богослов. Сегодня мы имеем возможность читать его слова и его книги, его мысли оказали существенное влияние на становление христианского богословия.

Перед службой я листал некоторые из его книг. Среди прочего, мне на глаза попался небольшой трактат, который был озаглавлен как «Церковь, мистическая Ева». Согласитесь, само по себе такое название звучит довольно интригующе. А тема, которую святитель раскрывает в этом своём труде, как мне думается, никогда не утратит своего значения.

Он, как это и следует из названия, говорит о Церкви. Начинается всё с цитаты Книги Бытия о сотворении Евы из ребра Адама, но сразу после приведения этой цитаты святитель делает замечания о том, что буквальное прочтение его не устраивает, что в этом рассказе содержится нечто большее. Дальше святитель Амвросий вспоминает слова апостола Павла из Послания к Ефесянам, те из них, которые читаются на венчании и в которых есть мысль о том, что «мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5, 30). Потом святитель переносится к повествованию о Распятии Христа Спасителя, в котором также, как и во второй главе Книги Бытия, фигурирует ребро. Именно в ребро был прободен Спаситель, из этой раны вытекли Кровь и вода. Из всего этого святитель Амвросий делает вывод, что Моисей рассказывает не только о сотворении женщины, но и о Церкви.

Трудно с ним не согласиться. Ведь Церковь и в самом деле создана из людей и для людей. Она стоит на Крови Христа Спасителя. Она утверждается на крови мучеников. Она требует от христиан полной самоотдачи и забвения всего того, что было до вступления под  Её покров.

Именно к ней — к Церкви — должен прилепиться человек, оставив отца и мать. Святитель Амвросий вспоминает, что именно так и произошло: языческие народы оставили обычаи своих предков и вошли в Церковь. Особенно важно в этом толковании святителя Амвросия то, что призыв о вхождении в Церковь Христову находится в первых главах Священного Писания, среди изложения самого базового закона человеческой жизни.

Но толкование святителя можно применить и в обратном направлении. Можно перенести образ Церкви на образ женщины. Задача Церкви в том, чтобы помогать и направлять человека, чтобы через власть любви исправлять нравственные недуги членов Церкви. Думается, что роль женщины внутри семьи точно такая же.