12 декабря 2020 года, в канун Недели 27-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сестры, с наступающим воскресным днём вас!

Вчера у нас случилась интересная беседа, которая заставила крепко задуматься — речь шла о личном опыте общения со Христом и познании Христа. Кто из нас может сказать, что его опыт общения со Христом и познания Христа — личный, а не почерпнутый из Священного Писания, Предания Церкви или из опыта святых? Кто может сказать, что он видел Христа или что ему знаком Его облик?

Таких людей очень мало, а те, кто сегодня так говорит, зачастую находятся в глубокой прелести. Мне думается, что именно в этом кроется основная причина того, что наши слова, наши действия, наша миссия чаще всего абсолютно беспомощна. Мы собираемся с вами каждую субботу, одни и те же лица. Где же все остальные? Почему наша миссия не работает? Мне думается, что одна из причин в том, что ни у меня, ни у отцов, нет личного опыта общения со Христом.

Почему нет? Здесь тоже такой многогранный вопрос. И, мне думается, что один из ответов кроется вот в чём. У преподобного Исайи Отшельника в его подвижнических словах есть такая фраза: «Когда услышишь о грехе брата твоего, не рассказывай того при ком-нибудь, ибо это смерть для тебя». «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф. 22, 31). Бог не приходит к тому, чья душа мертва. Но разглашение грехов другого человека, и по мысли аввы Исайи, и по мысли других святых, по мысли Евангелия, — это смерть для души. А сегодня одно из побочных явлений информатизации современного нам мира, развития социальных сетей состоит в том, что рассказ о грехах, о недостатках ближнего стал совершенно нормативным.

Грех, недостаток человека привлекает. Написать об этом — значит привлечь к себе аудиторию, значит повысить посещаемость и, как следствие, заработать на этом деньги. У нас это стало нормой, мы совершенно не обращаем внимания. Более того, есть те, кто находит оправдание такому своему действию, они говорят, что таким образом вскрываются греховные язвы человека, а это помогает ему исправиться. Конечно, это не так. Если это было так, то и древние, и новые святые поступили таким же образом. Но у нас нет примера, что они так делали.

Получается, что наша немощь связана с тем, что, идя по этому пути, мы умерщвляем свою души, становимся теми, с кем у Бога общения нет.

У нас есть возможность покаяния и исправления своей жизни. Надеюсь, что мы этими инструментами с вами воспользуемся.

Спаси вас Господь за совместную молитву!