5 декабря 2020 года, в канун Недели 26-й по Пятидесятнице и дня памяти святого благоверного князя Александра Невского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— У каждого из нас есть своя история взаимоотношений с великим благоверным князем Александром Невским. Каждый может поведать о собственном уникальном опыте.

Про себя самого я могу сказать так: впервые я услышал о нём в детстве, тогда он предстал как некая полумифическая фигура, как полководец и победитель, он был похож на героя сказок. Собственно, так — как сказочного древнерусского героя — я его и воспринимал. Но с течением времени его облик стал проявляться подобно изображению на фотобумаге под воздействием проявителя. А сейчас Бог судил мне служить на его родине, дал возможность говорить эти слова в непосредственной близи от места рождения великого князя. Из мифического героя он постепенно стал для меня тем, к кому я обращаюсь едва ли не ежечасно, тем, о ком я не могу не думать, тем, кто вошёл в мою жизнь и чьё близкое присутствие я ощущаю постоянно.

Но вместе с его не иллюзорным участием в моей жизни произошло и ещё нечто: я перестал воспринимать его как героического воина. Сейчас я вижу в нём христианского подвижника, который всегда, везде и во всём оставался христианином. Бог ему судил быть великим князем. Он воспринимал свой статус через призму христианства, великое княжение было для него лишь служением, и ничем иным. Если бы Бог призвал его к какому-то иному поприщу, то, в этом, как мне кажется, не может быть сомнений, он был бы велик и успешен и там. Он мог бы быть великим учёным, или же преподобным, он мог быть святителем. Он мог быть кем угодно, ведь величие его не в должности, не в том, что он оказался в нужное время в нужном месте, не в конкретных подвигах, а в том, что он был христианином и умел не озираться назад. Это — самое главное. И это — самый главный и самый тяжёлый из всех возможных подвигов.

Быть христианином трудно. И, пожалуй, человеческими силами невозможно. Потому что христианство предполагает борьбу не с кем-то внешним, а с самим собой, с тем, что является сущностью нашего естества, искаженного грехопадением — с себялюбием. Мы не можем не жалеть себя. Не можем не думать о самих себе. Не можем не задавать себе вопросы о собственной выгоде. Собственно, вокруг этого строится наше общество и наше общение друг с другом — на выгоде для себя.

Святой князь жил иначе. У него не было какого-то собственного интереса, он просто выполнял возложенное на него Богом послушание и не задавал себе вопросов о том, зачем это всё лично ему нужно. В итоге он, как кажется, проиграл. Сегодня мы вспоминаем день его кончины.

Есть разные версии даты его рождения, но какую бы версию мы не приняли, великий князь Александр не прожил более 43 лет. Это мало. На момент его смерти нельзя было сказать, что он победил. Он, скорее, выглядел как проигравший. Но Христос Спаситель неоднократно и самыми разными способами подчеркивал, что жизнь человека не ограничивается той черточкой, которая стоит между датой рождения и датой смерти, — человек вечен.

Может показаться, что святой благоверный князь Александр Невский мало что успел. Но если мы посмотрим шире, то увидим, что его деятельность, его влияние выходит за рамки его земной жизни, он понимал, что так будет. Он в это верил, потому что он верил слову Господа нашего Иисуса Христа. И его вера не была посрамлена. На этой вере основывалась его решимость во что бы то ни стало оставаться христианином.

Надеюсь, что его молитвами Господь подаст такую же решимость и каждому из нас.