В канун Недели 25-й по Пятидесятнице и праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил богослужение во Владимирском соборе

3 декабря 2022 года, в канун Недели 25-й по Пятидесятнице, праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём и с праздником Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!

Вы все, уверен, прекрасно знаете, какое именно событие священной истории мы сегодня вспоминаем и празднуем — мы торжествуем в честь входа совсем маленькой трёхлетней девочки Марии, единственной и поздней дочери Иоакима и Анны, в святая святых Иерусалимского храма. Об этом событии не упомянуто в Евангелии, нет о нём рассказа и в других книгах Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, тогда как в Священном Писании Ветхого Завета есть нечто совершенно иное: многочисленные предписания относительно как самого храма, так и его самой таинственной и сокровенной части — святая святых. Если же мы сопоставим то, что написано в Ветхом Завете с описанием праздника Введения во храм, то нам бросится в глаза категорическое несоответствие предписаний закона и рассказа о празднике. А если в дополнение к этому мы вспомним, что о Введении во храм мы знаем исключительно из апокрифов, в частности, из греческого «Протоевангелия Иакова», которое датируется первой половиной II века по Рождестве Христовом, и из значительно более позднего — рубеж VI и VII веков — латинского «Евангелие Псевдо-Матфея», то мы неизбежно начнём сомневаться в историчности рассказа о Введении во храм, нам будет казаться, что произошла какая-то ошибка, по причине которой Церковь установила нынешний праздник. И, на самом деле, очень многие критически мыслящие люди так и делают: они сомневаются.

Но разве Введение во храм — это единственный повод для сомнений? К примеру, Благовещение Пресвятой Богородицы, несмотря на то что о нём сказано в Евангелии, тоже предмет для сомнений критического разума. Да и само Рождество Христово от Девы — тоже весьма непростой для восприятия факт. Таких фактов очень много, можно сказать, что ими пронизана вся библейская история, в которой Бог действует видимо и открыто, тогда как мы с вами, как правило, не сталкиваемся с подобными действиями Бога в рамках нашей жизни, и мы привыкли, что прямое и непосредственное наблюдение за действиями Бога в мире — это достояние живших ранее нас праведников, опыту которых мы, будучи христианами, должны доверять.

Но вот что любопытно: многие люди жили во времена Ноя, но только он один спасся, многие люди жили и во времена Лота, но спасся только он, многие люди жили во времена Христа и Его апостолов, но немногие смогли увидеть то, что увидели прославляемые Церковью святые того времени.

Если вдуматься, то мы поймём: существуют две реальности, которые очень грубо можно было бы назваться параллельными друг другу. В одной реальности действия Бога принимаются, в другой — Бога и вовсе не существует, следовательно, не существует и Его действий, тех действий, которые воспринимаются сердцем верующего человека как чудо. В реальности, существующей без Бога, есть только цепь понятных и задокументированных исторических фактов, суть которых составляют действия людей. В реальности верующего человека исторические факты вторичны, как вторичен и сам человек, на первое же место выходит Бог с Его промышлением о мире, с Его возможностью направлять человеческую историю туда, куда Он решит нужным.

Праздник Введения во храм, как и всякий иной церковный праздник, ставит перед всеми нами вопрос о том, в какой именно реальности каждый из нас предпочитает жить: в той, где есть Бог и всё по Его воле возможно или же в той, где есть только человек с его рациональным сознанием? Сегодня мы в храме, и это, вроде бы, должно свидетельствовать о нашем ответе. Проблема же в том, что за пределами храма мы зачастую склонны давать иной ответ, далеко не всегда мы остаёмся на высоте своей веры так, чтобы видящие нас люди видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного (ср. Мф. 5, 16).

Думаю, именно об этом — о том, чтобы иметь должную силу веры — мы с вами и должны молиться сегодня Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, Она Сама пронесла такую веру через всю Свою жизнь, и Она знает, как именно можно помочь каждому из нас.

Похожие публикации