10 октября 2020 года, в канун Недели 18-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сестры, мне регулярно приходится отвечать на один и тот же вопрос: «В чём смысл человеческих страданий? Что я делаю неправильно? За какие нераскаянные грехи в моей жизни происходят такие нестроения?» Это непростые вопросы, и мы не имеем права уклоняться от поиска ответов на них.

Весь евангельский контекст нам говорит о том, что не существует безусловной связи между грехом и напастями, которые на нас обрушиваются. Не только в Новом Завете, но и в некоторых книгах Ветхого Завета, в частности, в книге Иова, прослеживается та же самая мысль. Но при этом у нас всё равно не получается уйти от поиска причинно-следственных связей. Мы упорно полагаем, что случающиеся с нами нестроения — следствие каких-то личных грехов. А если мы не видим за собой серьезных прегрешений, то мысль приходит в лучшем случае в тупик, а в худшем — начинается ропот на Бога, мы обвиняем Его в несправедливости.

Каким образом можно вывести из Евангелия концепцию наказывающего Бога? Я не знаю. У меня не получается. Наоборот, изучая Евангелие, я вижу, что Христос стремится исцелить человека и простить ему грехи. Он прощает даже раньше, чем человек просит прощения, иногда даже ничего не говоря человеку, как в случае с расслабленным, которого в Капернауме спустили через кровлю дома. Несмотря на то, что этот человек был парализован, он мог говорить, но он молчит и ничего не просит. Христос прощает ему грехи и исцеляет его. Мы видим, что Бог приходит для того, чтобы исцелять, прощать и восстанавливать разрушенное. Но никогда не наказывать.

Писание говорит нам о том, что цель вочеловечения — спасение и исцеление человека. У апостола Павла в Послании к Колоссянам есть такие слова: «И вас, бывших некогда отчуждёнными и врагами рассудком и злыми делами, теперь Он примирил в теле плоти Его чрез смерть Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и безукоризненными пред Собою, если вы, однако, пребываете твёрдыми на основании веры и не отпадаете от надежды Евангелия, которое вы слышали, Евангелия, проповеданного всякой твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем» (Кол. 1, 21-23).

Боль и страдания существуют в мире как его неотъемлемая часть, они обличают несовершенство этого мира, но мы продолжаем думать, что они — наказание Бога за наши грехи. Если этой мысли нет в Писании, значит, нам нужно разобраться в самих себе: откуда у людей стойкое ощущение, что происходящее с ними зло — это обязательно наказание? Христос пришёл, чтобы примирить человека с Богом и простить ему грехи при условии наличия веры.

На этой неделе я услышал совершенно удивительную мысль от моего старинного друга, молодого человека, у которого недавно диагностировали 4 стадию рака. Он проходит назначенную терапию, хотя этот рак неизлечим и ремиссия невозможна. Он — ученый, очень умный и образованный человек, естественно, что он много размышляет. Недавно он сказал совершенно поразительные слова: «Меня не отпускает ощущение, что сейчас я оказался на своём месте — месте онкопациента. Что всё к этому шло, это самое логичное, мой путь в жизни, и у меня даже почти не возникает сопротивления… Наоборот кажется, что наконец моя жизнь, моя дорога, мой смысл, мой мир в душе и мир с Богом. Ощущение человека, нашедшего своё призвание. Как будто чего-то не хватало и было непонятно в жизни, а тут вдруг всё встало по местам. И вдруг интегрировалось на уровне чувств, как совместить то, что Бог желает нам добра и отвечает на молитвы, даёт то, о чём мы просим, и при этом иногда наоборот, мы оказываемся подвержены страшному злу, страдаем и Бог этого не меняет, и кажется, что Он молчит. На уровне логики, конечно, это противоречие. Но есть какой-то другой уровень, на котором это вполне себе не вызывает вопросов и возражений».

Это очень проникновенные мысли, потому что за ними стоит действительно глубокая вера. Вопрос: «За что мне это?» — вполне естественный для человека, это поиск смыслов, но дело в том, что настоящий смысл может нам дать только Бог как ответ на искреннюю веру человека. И далеко не всегда есть возможность облечь полученный ответ в слова, не всегда его можно выразить так, чтобы он стал понятен другим. Но его можно почувствовать.

Дай нам Бог всем иметь такую веру и понимать, что призвание Божие может проявляться очень по-разному. Это не только стояние на церковном амвоне и проповедь или какое-то иное высокое служение. Иногда призвание и благословение Божие может быть выражено таким вот образом — через болезнь. Бог желает нам высшего блага — единения с Ним, иногда путь к этому благу идет через то, что очень трудно и даже почти невозможно понять и принять. Мой друг признается, что, несмотря на боль и страхи, он ощущает себя на своём месте, но этого достичь можно только через не декларируемую, а живую веру.