12 сентября 2020 года, в канун Недели 14-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— В Евангелии от Матфея есть очень важные слова: «Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 11-13). По мнению святых толкователей Евангелия, эти слова Господа Иисуса Христа указывают и на то, что человек, который решит жить христианской жизнью, всегда будет подвергаться разного рода нападкам.

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о 24-й главе Евангелия от Матфея, сказал такие слова: «Война […] будет двоякого рода: со стороны обольстителей и со стороны врагов; но первая будет гораздо более жестока, потому что откроется при обстоятельствах смутных и ужасных, когда люди будут находиться в страхе и смущении». О том, что война первого рода — «со стороны обольстителей» — будет иметь место не в каком-то туманном будущем, что она разворачивается всё то время, которое существует христианство, писал, к примеру, святитель Кирилл Иерусалимский: «Cиe отчасти случилось; ибо говорили уже cиe Симон волхв, и Менандр, и некоторые другие нечестивые ересеначальники. И будут говорить и ещё в наше время и после нас».

Из всего этого понятно, что на пути христианской жизни всегда будет встречаться нечто такое, что попытается с него увести в какую-нибудь другую сторону. Для каждого поколения христиан этим «нечто» будет что-то своё. Когда-то это были люди наподобие упомянутых святителем Кириллом Симона волхва и Менандра, которые делали нечто удивительное, то, что можно назвать чудесами, и через это увлекали за собой множество людей. Когда-то это были внешние гонения такой силы, что казалось, будто бы царство антихриста уже наступило, будто бы Второе Пришествие Христа вот-вот произойдет. Когда-то это были научные достижения, благодаря которым вера во Христа превращалась в глазах общества в забавное недоразумение.

А что представляет особую опасность для христиан сегодня? Гонений нет, людей, которые могли бы демонстрировать чудесные способности и вместе с этим звать за собой, тоже не видно. В соотношении научного знания и религии тоже, вроде как, все разобрались. Но тот факт, что, согласно словам Христа и авторитетным толкованиям Его слов, внутренняя война будет идти всегда, настораживает, ведь это означает, что и сейчас есть то, что «соблазняет многих» и заставляет отходить от Христа. Так что же это? Конечно, ответов может быть несколько. Поэтому претендовать на абсолютную и окончательную истину не представляется возможным. Я выскажу лишь свое личное наблюдение, свое предположение.

Думается, что сегодня самая большая опасность для христианского пути — это мысли о самих себе, это вопрос «а что христианство может дать мне здесь и сейчас?» Ведь мы привыкли к видимым и быстрым результатам, тогда как Христос никогда и никому не обещал благоденствия, не обещал Он и того, что христианам будут все рады, что им все станут аплодировать, что духовное возрастание человека будет быстрым и всем очевидным. Он говорил о ровно противоположных вещах, к примеру: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26).

Христос призывал к терпению, сегодняшний евангельский отрывке доносит до нас такие Его слова: «претерпевший же до конца спасется». А это то, что даётся нам хуже всего, терпеть мало кто умеет и хочет. Это неприятно, это мучительно, это больно. Но именно таков христианский путь.