24 августа 2019 года, в канун Недели 10‑й по Пятидесятнице епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие друзья, я думаю, что такая наша камерность позволяет поразмышлять немножко о самом важном, и в то же время сложном — о молитве.

Все прекрасно знают слова Господа нашего Иисуса Христа, что если кто-то соберется вдвоем, или втроем, то Господь будет посреди этих людей и их молитва будет услышана (Мф. 18, 20). Каждый священник за каждой литургией в одной из молитв вспоминает это Христово обетование (молитва 3-го антифона).

И тут возникает вопрос — почему двое или трое? Почему необходимо какое-то количество, о чем это вообще? Это суммарные громкие воззвания к небу, которые лучше слышны, чем одиночный голос?

Конечно же, здесь речь идет не о количестве молящихся, а о согласии в молитве. О том, что мы все молимся вместе о чем-то одном, о чем-то непротиворечивом.

Личная молитва в чем-то может противоречить или вступать в область интересов другого человека. Если Бог исполнит мою молитву, то кто-то от этого может пострадать, кому-то может стать хуже. Легко такую ситуацию смоделировать или привести на память.

Здесь идет речь не столько о массовости, сколько о том, что моя молитва не должна затрагивать в отрицательном смысле интересы другого человека. А между тем эти интересы затронуть очень легко.

Если молитва не эгоистична, она всегда будет услышана. Но здесь, как и везде, мы должны помнить условия для молитвы. В молитве мы получаем не тот ответ, который хотим, а ответ, который Бог в Своей мудрости и любви считает за лучший. Просто в силу своей человеческой сущности, потому что у нас человеческие сердца и страхи, надежды и желания, в большинстве наших молитв мы просим избежать какого-то испытания, какой-то печали, какого-то разочарования, какой-то болезненной и трудной ситуации. А Бог в ответ всегда дает нам победу, а не возможность избежать трудности. Бог не дает нам возможности избежать ту или иную ситуацию, Он дает нам возможность принять то, что мы не можем понять, способность вынести то, что без Него было бы невыносимым, и встретить лицом к лицу то, что было бы вовсе невозможно перенести. Прекрасный пример тому — Сам Господь Иисус Христос в Гефсиманском саду. Он молил Бога-Отца спасти Его от того ужаса, который надвигался на Него, и Он не был спасен, но Ему была дана сила и крепость встретить то, что было уготовано Ему, выдержать и победить.

Дай Бог, чтобы наши частные молитвы не были эгоистичными, чтобы они приводили к соучастию в Христовой победе и Воскресению!