15 августа 2020 года, в канун Недели 10-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Для любой из авраамических религий, то есть для христианства, иудаизма и ислама, не стоит вопрос о причине общемировой искажённости. Все мы признаем, что мир, в котором мы живём, находится не в том состоянии, в котором он был задуман и создан Богом. Сам человек тоже вовсе не таков, каким он был изначала. Мы дружно ссылаемся на грехопадение первых людей, на то, что они вкусили плоды с древа познания добра и зла, и вследствие этого в мир вошла смерть со всем множеством её производных. Так быть не должно и что-то надо с этим делать. Здесь начинаются различия в наших воззрениях.

Оставим в стороне ислам, и сосредоточимся на ответе христиан и иудеев. Он таков: книга Бытия говорит о том, что Бог в определённый момент истории пошлет Примирителя (см. Быт. 49, 10), то есть того, что сможет устранить неполадки в испорченных отношения Бога и человека, вызванных волеизъявлением первых людей. Речь идёт о Мессии, или, как мы привыкли говорить, о Христе. Он должен прийти и примирить Бога и человечество. Христиане убеждены, что Христос уже пришёл, что Он пострадал, был распят, воскрес и вознесся. Мы утверждаем, что акт примирения уже свершился. Иудаизм с нами не согласен, он продолжает ожидать пришествия Мессии.

До этого момента говорить о примирении довольно просто. А вот дальше начинаются сложности. Каким образом Христос это сделал? В чём смысл Его Смерти и Воскресения? Что изменилось после них? Как увидеть и как определить эти изменения? Ведь если они столь же всеобъемлющие, как и грехопадение, то их нельзя было бы не заметить вне зависимости от согласия или не согласия с христианством. Но для всех очевидно, что мир в части своих базовых законов остался прежним: все те же конфликты, все те же страдания, всё та же смерть. Конечно, на все эти вопросы существуют ответы. Мы их готовы озвучивать, но сделать это может далеко не каждый христианин и уж тем более не все смогут нас понять и с нами согласиться.

Апостол Павел в сегодняшнем отрывке даёт один из возможных ответов на эти вопросы. Он делает попытку объяснить каким образом произошло примирение Бога с человеком и что из этого следует. Он пишет: «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли». Смерть — следствие грехопадения. Умирать должны все. Но при этом смерть — штука очень странная. Можно оставаться живым, но при этом быть мёртвым. Речь не о трудноописуемой смерти души от множества грехов. Речь о другом: многие люди пережили или переживают смерть своих близких, зачастую эти переживания страшней самой смерти. Нет тех слов, которые могли бы описать горе родителей, потерявших своих детей. Или отсутствие смысла жить от потери супруги или супруга после полувека совместной жизни. Биологическая жизнь продолжается, но назвать это продолжение жизнью в собственном смысле слова нельзя. Это не жизнь, это что-то другое, значительно более близкое к смерти, чем к жизни. Жить после смерти любимого человека получается далеко не у всех, об этом сказано и написано много. Апостол Павел своими словами продолжает эту же линию рассуждений — он пишет о смерти Того, Кого, по его мнению, мы должны любить больше, чем кого бы то ни было ещё. Он имеет в виду умершего Воплощенного Бога. Это та трагедия, после которой смысл жизни утрачивается. В этом смысле Его смерть — смерть для всех тех, кто Его любит. То есть для всех верующих в Него.

Апостол продолжает свою мысль: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Христовы ученики пережили смерть Учителя. Пережили утрату собственной жизни. Но Он воскрес. Жизнь вернулась. Но уже совершенно иная. Близкой аналогией может быть возвращение к жизни трагически погибших детей. Да, увы, такого не происходит. Но если представить, что такое чудо случилось, то какой станет жизнь их родителей? Очевидно, что ценность и наполненность каждой секунды кардинально изменится. Именно это и подразумевает апостол Павел: Христос умер и Христос воскрес, примирение же с Богом заключается в том, чтобы пройти через ужас смерти Возлюбившего нас Бога, очиститься от всего временного и наносного, встретить Воскресшего и после этого жить уже не для себя, а для Него. Апостолы и все святые на примере собственной жизни доказали, что это возможно. Дай Бог, чтобы это получилось и у нас.