В канун Недели 1-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

18 июня 2022 года, в канун Недели 1-й по Пятидесятнице, Всех святых, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, с воскреснем днём вас и с памятью всех святых сердечно поздравляю!

Пятая глава Евангелия от Матфея, которая целиком посвящена вопросам христианской нравственности, заканчивается призывом Господа Иисуса Христа к совершенству: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). У греческого слова, которое в русском переводе звучит как «совершенный» довольно много значений: это и «законченный», и «полный», и «зрелый», а также «взрослый», «окончательный», «лучший» и «высший». Из этих определений мы видим, что речь идёт о Христовом призыве к некоему высшему состоянию абсолютной бескомпромиссной зрелости и праведности. Из контекста всей пятой главы Евангелия от Матфея становится ясным, что именно подразумевает это состояние: оно характеризуется умением видеть и принимать волю Божию во всей её полноте и в решимости во всём и всегда ей следовать.

Для иллюстрации состояния христианского совершенства прекрасно подойдёт аналогия со зрелостью человека: ребёнок исполняет то, что ему говорят, часто он делает это весьма неохотно, так как не способен в силу возраста осознать, чем именно продиктовано то или иное требование. Ребёнок, к примеру, ничего не знает про гигиену как раздел медицинской науки, он просто моет руки перед едой, ведь его заставляют это делать. Точно также он ничего не знает про правильное питание, но он вынужден есть то, что ему дают в той последовательности, которая продиктована знаниями родителей. Со временем ребёнок вырастет, и к нему приходит осознание сути всех этих и многих других действий.

То же самое можно сказать и о человечестве в целом, у которого были разные периоды становления. Было детство — эпоха Ветхого Завета, в эту эпоху Бог диктовал, как необходимо поступать, а в случае нарушения заповедей Он наказывал тех, кто имел неосторожность ослушаться. Его наказания казались жестокими и непонятными, но они приучили людей Ветхого Завета к тому, что Бога надо слушаться. В противном случае человечество погибло бы.

Подобным образом поступают и родители по отношению к своим детям, и все мы помним, что в детстве педагогическое воздействие воспринимается, мягко говоря, довольно тяжело: нам было непонятно и нам было очень обидно. Но ни отдельный человек, ни человечество в целом не могут навсегда оставаться в детском состоянии, а потому с приходом Христа Спасителя началась иная эпоха — эпоха зрелости и совершенства, Бог перестал говорить запретами и чёткими директивами, Он перешёл с языка общения с детьми на язык общения с друзьями, в Новом Завете Он рассказал не о том, как именно необходимо поступать в той или иной ситуации, а о том, чем человек должен руководствоваться. Христос Спаситель через множество притч, примеров, через всю Свою жизнь, через Свои Страдания, Смерть и Воскресение дал понять, что основой наших действий должна быть любовь, причём такая любовь, которая не взирает ни на что, которая не зависит ни от каких условий, любовь, подобная любви Божией, ведь любой грех по своей сути является грехом против этой любви. А потому единственный вопрос, который стоит себе задавать звучит так: «Продиктовано ли моё действие совершенной христианской любовью или же за ним стоит нечто иное?» И дай Бог, чтобы в каждом конкретном случае ответ на этот вопрос склонялся в сторону любви, ведь это будет означать, что мы приближаемся к тому совершенству, о котором нам говорит Воплощённый Бог.

Похожие публикации