В канун Фоминой недели епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

30 апреля 2022 года, в канун Недели 2-й по Пасхе, апостола Фомы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Христос воскресе! Поздравляю вас, дорогие друзья, с продолжающимся празднованием Христовой Пасхи и с Фоминой неделей!

В нашем богослужении нет ничего случайно, как нет в нём ничего и лишнего. Неслучайно и установление воспоминания уверения в Воскресение Христово апостола Фомы сразу после окончания Светлой седмицы: ведь само это событие случилось через неделю после Христова Воскресения. В минувшие с Пасхи дни Церковь не совершала память святых, она целиком была объята пасхальной радостью, мы воспевали лишь Христово Воскресение, и первый святой, о котором говорит Церковь по окончании ликующих дней Светлой седмицы — это апостол Фома. Важно отметить, что память апостола Фомы через неделю после Пасхи имеет ярко выраженный нарочитый характер, так, устав предписывает опускать поминовение на отпусте всех иных святых, включая в то число и храмовых, оставлять лишь имя апостола Фомы. Всё это в совокупности призывает нас как можно внимательнее отнестись к этому дню и к истории апостола Фомы, ведь за богослужебными акцентами скрывается указание на особую важность воспоминаемого ныне события.

Конечно, как и любое другое евангельское событие, история уверения Фомы крайне многогранна, из года в год всматриваясь в неё мы будем видеть всё новые и новые грани. Лично для меня сегодня в ней актуально само доказательство Христова Воскресения. А актуально оно вот по какой причине.

Как вы, думаю, догадываетесь, в силу своего сана и связанного с ним служения я весьма нечасто попадаю в среду тех людей, которые не верят в Христово Воскресение. Как правило мы, архиереи, окружены людьми верующими, многие из которых имеют священный сан или же монашеское пострижение, да и вообще само наше церковное служение не предполагает частых встреч с теми, кто не разделяет нашу веру, а потому с какого-то момента каждая такая встреча воспринимается как крайне неординарное событие. На днях в ответ на пасхальное приветствие мне довелось услышать, что человек, к которому оно было обращено, «в это всё не верит». Признаюсь, что уже очень давно я не встречал такой реакции, а потому был сильно удивлён. С одной стороны, конечно, здесь сказывается особенность архиерейского образа жизни, а с другой — удивляет неверие как таковое, которое, впрочем, не является само по себе чем-то необычным и редким.

Тех, кто не верит в Воскресение Христово и вообще в истинность Евангелия, среди наших сограждан, пожалуй, большинство. Но тем не менее, неверие не перестаёт быть удивительным. В нём поражает совершенное отсутствие аргументов. Да, мы с вами не были свидетелями Христова Воскресения, мы лично не встречались со Христом ни во время Его земного служения, ни после Воскресения. Мы не вкладывали наши руки в раны от гвоздей на Его Пречистом Теле. Но есть свидетели, и их много — это и апостолы, и равноапостольные женщины, это и многие другие люди, имена которых в силу самых разных причин не упомянуты в Евангелии. Да, нас от них отделяют без малого две тысячи лет, но разве может стать какое-то свидетельство ложным по истечении определенного времени? Нет, не может, потому что само событие неизменно. А потому Христово Воскресение не является предметом религиозной веры, оно точно такой же факт, как, скажем, нашествие наполеоновских войск на Москву. Можно не знать об этом нашествии, но незнание не устраняет самого исторического факта. Так и в отношении Христова Воскресения. О нём можно не знать, можно поверить каким-то иным, поздним источникам, которые переиначивают историю, но факт остаётся фактом, с ним невозможно спорить, если, конечно, мы обладаем основами способности к логическому мышлению.

До явления апостолу Фоме Воскресший Господь являлся не всем апостолам сразу, поэтому факт Воскресения ещё можно было как-то поставить под сомнение, можно было, к примеру, объяснить его внутренними переживаниями апостолов, но после явления Фоме, и, одновременно с ним, всем другим апостолам, после того как Фома осмотрел раны на Теле Спасителя, отрицать Воскресение становится невозможно. Как раз невозможность отрицания Христова Воскресения мы с вами сегодня и празднуем.

И мне хочется пожелать всем нам, чтобы именно так — как непреложный факт — мы с вами воспринимали апостольскую весть о Христовом Воскресении. Христианство — это не какая-то ролевая игра, не идеология и не прибежище слабых, это провозглашение новой и настоящей жизни, начавшейся с Христова Воскресения. Апостолы всей своей жизнью доказали, что это именно так. И дай нам Бог сил ума и твёрдости духа, чтобы суметь им поверить и никогда не отказаться от того, что слышали своими ушами и видели своими глазами эти великие и честнейшие люди.

Похожие публикации