21 мая 2020 года, в канун дня празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Христос воскресе!

Дорогие друзья! Вы знаете, что стоящие на клиросе люди нас всех обманывают? К примеру, среди прочего, они сегодня пели такие слова: «…град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует…» Конечно, наши певчие ни в ч     ём не виноваты, они всего лишь спели задолго до них составленный тропарь праздника перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Дело тут в том, что вся вселенная сегодня вовсе не ликовствует. Не потому, что коронавирус, и не потому, что, если вдуматься, церковные праздники интересны далеко не всем, а потому, что греческие Церкви этот праздник не отмечают, они в этот день глубоко скорбят, для них это совсем не праздник.

К одному и тому же процессу — перенесению мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари — различные православные христиане относятся по-разному. Мы полагаем, что вся вселенная торжествует вместе с нами, греки — что вся вселенная вместе с ними плачет. Греки в этом видят кражу, вероломный грабеж, мы же в перенесении мощей видим промысел Божий и волю самого святителя Николая.

Естественно, наше человеческое сознание пытается сделать твердый вывод: кто прав, где окончательная истина? Мы правы или греки, а может те итальянцы, руками которых осуществилось перенесение? Нам необходимо это выяснить. Но дело в том, что выяснить это невозможно — правы все и одновременно. Равно как и не правы.

Дело в том, что понятие справедливости, понятие воли Божией, не вполне поддаются нашему интеллектуальному восприятию. Вот известный библейский пример. Дети Исаака — Исав и Иаков. Иаков, по сути дела, своровал у брата первородство, получил его благословение. Он прав или нет? Он нехорошо поступил, но Бог его благословил. То есть он хитростью получил благословение Бога. Можно ли хитростью получить благословение? Очевидно, что нет. Бога не обхитришь, но Иаков как-то умудрился это сделать. Соответственно, получается, что он, вроде как, и не совсем виноват, раз Бог его благословил, благословил действенно, не иллюзорно, его потомки до сих пор населяют землю и будут её населять до скончания века. Как же так, ведь он обхитрил брата? Как это возможно, как это совмещается со справедливостью Божией? Мне думается, что ответа на этот вопрос попросту не существует. Справедливость, праведность — это когда мы действуем по установленному законом порядку. Но кем установлен этот порядок и кем установлен закон? Если мы говорим о божественной справедливости, то Богом. И, соответственно, он Сам решает, что есть правильно, а что нет. Исключения из установленного порядка также в Его власти. Это серьёзный крест для человеческого разума, потому что нам нужны чёткие и понятные ответы, инструкции — да или нет. Такая у нас бинарная логика — ноль или один, один или ноль. По-другому — нам тяжело. Мы ищем кто в той или иной ситуации прав или виноват.

Мне думается, что ответа, который можно было бы высказать, который бы все приняли и признали, просто не существует. Он может прозвучать только в сердце человека. конечно же мы, русские православные, свидетельствуем, что «вселенная вся ликовствует». Почему? Потому что мироточение не прекратилось. Мы знаем массу примеров того, как, к примеру, без воли Божией Матери, было невозможно переместить Её икону с места на место. Знаем такие примеры и в отношении мощей святых. Здесь же переносят и, более того, мироточение продолжается. Из этого мы делаем вывод, что за всем этим стоит воля Божия и сегодня прославляем именно торжество воли Божией.

Конечно, у греков могут быть другие аргументы, не менее весомые. А правы все, но в абсолютном смысле прав один лишь Бог, Ему же слава, держава во веки веков. Аминь.