В канун дня празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе

11 сентября 2022 года, в канун дня празднования перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Александро-Невском храме Владимирского кафедрального собора.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с днём памяти святого благоверного князя Александра Невского и с престольным праздником нашего кафедрального собора!

Как вы, полагаю, все прекрасно знаете, сегодня Церковь совершает празднование в честь перенесения честных останков святого князя из Владимира в Санкт-Петербург, произошло перенесение в 1724-м году по повелению императора Петра Великого. Изначально же Александр Невский был похоронен во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре, который до середины XVI века считался монашеской жизни в Северо-Восточной Руси, а с середины XVI века и до наших дней таким центром является Троице-Сергиева лавра.

Легко догадаться, чем было продиктовано повеление императора Петра Великого о переносе мощей святого благоверного князя Александра Невского: император желал укрепить новую столицу не только материально, он хотел сделать её и центром духовной жизни. В какой степени у него это получилось — вопрос спорный, вряд ли Александро-Невская лавру когда-либо была или же будет столь же сильна в духовном смысле, как Лавра преподобного Сергия или же как иные древние монастыри нашей Церкви.

Вообще, как весьма наглядно показывают множественные исторические примеры, устойчивыми и действительно успешными бывают только те монастыри, которые создаются трудом подвижников, а не решительными действиями властей. Конечно, можно понять тех императоров и царей, тех влиятельных людей, которые брались за дело основания монастырей, ведь эти люди хотели создать ещё одно место молитвы и аскетического подвига, но, как о том сказал Господь наш Иисус Христос в ночной беседе с благочестивым фарисеем Никодимом, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин. 3, 8), а потому нет и не может быть такого человека, который мог бы по своему усмотрению управлять действиями Святого Духа, тогда как появление монастырей и подвижников — это, несомненно, непосредственное действие Святого Духа.

Но, к сожалению, об евангельских словах Господа Иисуса Христа многим свойственно забывать, причём не только тем, кто имеет влияние, деньги и власть, это наше общее свойство, так или иначе, но мы все склонны полагаться на свои собственные силы и думать, что при должном их применении мы способны сделать что-то доброе и хорошее, создать что-то настоящее, то, что останется после нас на долгие годы.

Конечно, нам от Бога даны силы разума, души и тела, и если ими не пользоваться должным образом, то это будет грехом против Божиих даров, но, с другой стороны, необходимо помнить о ещё одних словах Господа Иисуса Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Нельзя забывать, что успех того или иного нашего начинания в равной степени зависит как от наших усилий, так и от Бога, необходимо помнить о своей соотнесённости с нашим Творцом, ведь сама наша жизнь имеет Его своим Источником, помнить и стараться чувствовать Бога, а это достигается молитвой и аскетическим подвигом.

Церковь свидетельствует, что святой благоверный князь Александр Невский помнил и чувствовал, а вот император Пётр Великий, судя по всему, был склонен забывать эту азбучную христианскую истину, но, вместе с этими, деяния Петра дали нам ещё один прекрасный повод молитвенно почтить святого князя и попросить его помощи в наших повседневных делах.