27 сентября 219 года, накануне дня памяти великомученика Никиты, епископ Переславский и Угличский Феоктист возглавил всенощное бдение в Никитском мужском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогой отец Димитрий, дорогие братья и сестры, я вас сердечно поздравляю с днем памяти великомученика Никиты Готфского, в честь которого был освящен этот храм.

Мы знаем, что храм был воздвигнут царем Иоанном Васильевичем Грозным как продолжение маленького храма преподобного Никиты Переславского, который построил его отец. Мы знаем, что великомученик Никита вообще очень почитался на Руси в то время, и до Грозного царя и после него. Но объяснить причину этого почитания не получается. Есть различные ученые исследования, есть статьи, которые как-то пытаются объяснить это явление, говоря, что для династии Рюриковичей было очень важна византийская преемственность.

Но почему именно великомученик Никита? Ведь само по себе слово «великомученик» говорит не о тех мучениях и испытаниях, которые претерпел святой, а о величине его почитания. Великомученик Никита был очень почитаем на Руси, остается он почитаем и сегодня, хотя, конечно, и в значительно меньшей степени.

Объяснить это как-то логически, внятно и убедительно, повторю еще раз, не получается. Я сегодня перед службой нашел большую научную статью, но она меня не убедила. У Церкви есть свой ответ на этот вопрос, очень простой ответ: Бог так устроил, это Его воля.

А почему Бог так устроил? Этот вопрос равен другому вопросу — а почему Бог вообще одного человека ставит выше, другого ниже, одному дает какие-то дарования, здоровье, а другому — нет? Почему мы все отличаемся друг от друга? Ответа не существует. Мы можем только это принять. Как мы принимаем почитание великомученика, как мы не ставим под сомнение его святость и его помощь нам, так и нельзя ставить под вопрос, под сомнение те существующие у нас различия, их надо принимать. И принимать свое место в этом мире, то, которое каждому из нас Богом даровано. Потому что в этом заключается смирение и христианский путь. А если Богу будет угодно, то каждого из нас Он может как возвысить, так и уничижить, как что-то даровать, так и отнять, как здесь и сейчас, так и после нашей кончины.

Дай Бог, чтобы мы это помнили. С одной стороны, не возносились, а с другой — не завидовали. Я думаю, что это самый главный урок, который нам преподносит великомученик, потому если будет у нас это умение, то и будет способность в случае необходимости отдать свою жизнь за Христа, за веру в Него.

Помощи всем Божией и благодарю за совместную молитву.