11 сентября 2020 года, в канун празднования перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Богослужебные тексты сегодняшнего дня, а именно те из них, которые посвящены благоверному великому князю Александру Невскому, говорят о нём, как о том, кто, однажды начав возглавлять русский народ, продолжает это делать.

Кроме того, богослужение видит в лице святого князя пример для всех русских людей, вне зависимости от того, кто они и чем занимаются. К примеру, одна из стихир говорит об этом в таких словах: «Приидите, все российстии чини, восхвалите добраго чиноначальника: власти — мудраго строителя, воини — прехрабраго воина, Православия любители — твердаго исповедника, изволением мученика. Повинуйтесь наставнику вашему, и покаряйтеся, и, видевше кончину его, подражайте вере его».

Конечно, нам наиболее интересен призыв, адресованный «Православия любителям», автор этой стихиры — Рязанский епископ Гавриил — предлагает нам увидеть в князе Александре Невском «твердого исповедника, изволением мученика». Твёрдое исповедание и добровольное мученичество — это то, в чём мы, будучи православными христианами, должны подражать нашему великому святому.

Но для того, чтобы были ясны конкретные действия по подражанию, необходимо разобраться с понятием твёрдого исповедания. Что это? В чём оно состоит? Если мы обратимся к жизни князя, то мы увидим ответы на эти вопросы.

Во-первых, он знал свою веру. Получается, что твёрдое исповедание начинается с глубокого изучения и исследования предмета веры. Этот процесс однажды начавшись не может прекратиться, невозможно представить, чтобы кто-то изучил христианство целиком и полностью, ведь оно неисчерпаемо как неисчерпаем Сам Бог. При этом стоит помнить, что любое изучение — это всегда понуждение самих себя, это всегда труд и всегда труд нелегкий.

Во-вторых, святой благоверный князь жил в соответствии со своим знанием веры. По этой причине он был понятен далеко не всем, точно также, как не были понятны большинству их современников апостолы и Сам Христос. Ни наш Господь, ни апостолы, ни князь Александр не шли по пути сиюминутной выгоды, никто из них не действовал ради достижения какой-либо краткосрочной цели. Все они были устремлены в вечность, у них было очень широкое видение исторического процесса. Конечно, это не удивительно, когда мы размышляем о широте исторического горизонта Воплощенного Бога и Его ближайших учеников, но в отношении благоверного князя такое видение не может не удивлять. Он видел и действовал. Это свидетельствует о его умении слышать Бога и доверять Ему. Что тоже является признаком твердого исповедания.

Нас с вами Бог призвал жить в совершенно особую эпоху, такую, какой ещё не было в истории человечества. Мы живём в мире, в котором нет интеллектуальных границ. В мире, в котором мысли любого человека мгновенно могут стать достоянием гигантского количества людей. Тот, о ком ещё сегодня не было ничего известно, завтра способен превратиться в кумира миллионов. При этом мысли такого человека могут быть какими угодно, а подача его идей может быть настолько убедительной, что за этим человеком захотят пойти многие.

Зачастую бывает довольно непросто разобраться в том, чем руководствуется тот или иной человек, когда делает свои идеи достоянием широкой общественности. Немало примеров, когда за его словами стоят стремление манипулировать людьми, жажда славы, или слабая образованность, или же политическая ангажированность. Разобраться во всем этом бывает очень непросто. Именно поэтому нам необходимо твёрдое исповедание, именно поэтому нам необходимо пребывание в Церкви и с Церковью. Именно поэтому нам нужна помощь того, кто сумел преодолеть все искушения своей эпохи и достичь Христова Царства.