В канун четверга Страстной седмицы епископ Феоктист совершил утреню во Владимирском соборе

20 апреля 2022 года, в канун Великого Четвертка, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил утреню во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие друзья!

Сегодня, как вы знаете, начинается крайне важный день Страстной седмицы — Великий Четверток, день, в который мы совершаем воспоминание установления Господом Иисусом Христом таинства Евхаристии. Этому воспоминанию посвящены все богослужебные песнопения, о нём же говорят и отрывки из Священного Писания, которые были прочитаны сегодня и которые будут прочитаны завтра.

О таинстве Евхаристии говорить сложнее, чем о других церковных таинствах. Причина в том, что величие этого непостижимо человеческим разумом, и все слова, которые мы можем сказать, не способны в полной мере описать то, что происходит во время Евхаристии. Более того, высок риск немного ошибиться в формулировках и через это выразить не православное учение, а какое-то иное, из числа тех, что были определены Церковью как еретические.

Но есть то, о чём мы можем говорить совершенно безопасно. Мы можем твёрдо сказать, что в этом таинстве верующие под видом хлеба и вина причащаются Тела и Крови Христа Спасителя. А ещё мы можем процитировать слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин. 6, 53-56).

Эти слова из Евангелия от Иоанна нельзя назвать особенно популярными. А если говорить прямо, то лишний раз мы стараемся их не цитировать, ведь они как звучали, так и звучат вызовом для абсолютного большинства людей. Поэтому мы предпочитаем говорить об относительно второстепенных вещах: о христианской нравственности, о любви, о смирении и кротости, о покаянии и так далее. Вне всякого сомнения: это, и многое другое, — нужные и бесспорно крайне важные понятия. Но при этом Сам Господь Иисус Христос нигде не говорил, что сама по себе высокая христианская нравственность способна кого-то привести к блаженной вечности. Она — лишь условие, при котором возможно истинное причащение Тела и Крови Христовых. А потому если мы делаем акцент исключительно на нравственном измерении христианства, то это тупиковый путь, ведь в таком случае наша проповедь ничем не отличается от проповедей представителей других традиционных конфессий. О том, что надо быть приличным, честным, отзывчивым и любящим человеком, говорят и иудеи, и мусульмане, то же самое скажут и буддисты. Об этом же скажут люди и вовсе не относящие себя к религиозным. Это всё — общечеловеческие базовые ценности. Суть же христианства состоит в том, чтобы через причащение Тела и Крови Христовых телесным образом соединяться с Воскресшим Господом Иисусом Христом, и через это обретать залог вечной жизни, ну а в жизни временной обретать силу и возможность поступать не так, как нам диктует собственная плоть и кровь, а так, как того требует от нас Евангелие.

Дай нас всем Бог это осознавать и крепко помнить, и дай нам Бог стремление как можно чаще приступать к таинству причащения. По опыту мы знаем, что у нас есть очень много самых разных отговорок, одна из самых популярных звучит приблизительно так: «Если я буду часто причащаться, то я привыкну и не буду иметь должного благоговения». Здесь, конечно, возникает вопрос о том, что именно понимает человек под словом «благоговение». Видимо, речь в таком случае идёт о каком-то особом психологическом переживании. Но разве мы видим какие-то переживания у апостолов, которые собрались в Сионской горнице? Нет. Они причастились Христовых Тела и Крови, но при этом абсолютно ничего не почувствовали. Но можем ли мы их упрекнуть в отсутствии благоговения? Снова нет. А почему? Потому что благоговение — это не какое-то переживание и не возвышенное состоянии ума и духа, благоговение состоит в стремлении к исполнению Христовых повелений, а Господь предельно ясно сказал, что только тот, кто причащается Его Тела и Крови имеет жизнь вечную и будет воскрешён в последний день. Хорошо бы нам всем услышать эти Его слова.

Похожие публикации