В годовщину явления Годеновского Креста епископ Феоктист совершил Литургию на подворье Никольского женского монастыря в Годеново

11 июня 2020 года, в 598‑ю годовщину явления Годеновского Креста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святителя Иоанна Златоустого на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново Ростовского района.

По окончании Литургии был совершён чин освящения закладного камня в основание храма Софии, Премудрости Божией.

Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви Наталья Владимировна Елина была удостоена медали Переславской епархии преподобного Даниила Переславского I степени.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно вас поздравляю с праздником обретения Годеновского Креста.

Когда матушку спрашивают, зачем приезжать в Годеново, она отвечает, что у чудотворного Креста можно попросить всё, что хочешь и Господь это исполнит. Это несомненно так, но я хочу обратить ваше внимание на то, что нужно очень внимательно подходить к выбору просьбы. О чём мы просим Бога?

В сегодняшнем рядовом апостольском чтении мы слышали рассказ о том, как апостол Павел адресовал «некоторым ученикам» вопрос, знают ли они о Духе Святом? Те сказали, — нет, впервые слышим. И тогда апостолы крестят их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вопрос, который апостолы задали этим ученикам можно задать и каждому из нас. Имеем ли мы общение с Духом Святым?

Святой Дух — это не то, что можно не заметить. В некоторые эпохи Его действие в человеке было слишком очевидным. В этом же отрывке книги Деяний мы читаем, что после принятия христианского крещения и возложения апостольских рук указанные ученики «стали говорить иными языками и пророчествовать».

Дары Святого Духа были нормативными для первого поколения христиан, но при этом они оставались экстраординарными, их можно сравнить с манной в пустыне, ведь манна тоже подавалась израильскому народу буквально по часам, и для многих очевидцев превратилась во что-то само собой разумеющееся.

Для того, чтобы разобраться с проявлениями даров Святого Духа, нам надо сначала понять, что же это за дары. Впервые на страницах Священного Писания этот вопрос раскрывается в книге пророка Исайи, он пишет о Христе и о том, что на Нём почиет Дух Господень, то есть Дух Святой: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; и почиет на Нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11, 1-2).

Из тех наименований, с помощью которых пророк Исайя раскрывает действия Святого Духа, можно сделать вывод о том, какие дары получает тот, на кого сходит Святой Дух: это премудрость, разум, навык разумного исполнения заповедей, крепость, ведение и благочестие. Всё это в совокупности и по отдельности не может быть незаметным. Все дары в совокупности и каждый из них отдельно — меняют человека в такой степени, что вопрос апостола Павла о принятии Духа Святого превращается в риторический.

Из этих даров Святого Духа проистекают и все другие. Блаженный Августин писал, что сила к исполнению заповедей, любовь и целомудрие — тоже проявления даров Духа, к ним же он относил и саму веру. Своими силами, если следовать блаженному Августину, который основывал свои слова на мыслях апостола Павла, человек не способен веровать, точно также своими силами человек не может исполнить ни одну из евангельских заповедей. Сама возможность веры и благочестивой жизни — уже проявление действия Святого Духа.

Но Бог не довлеет над человеком. Если не беречь в себе Дух Святой, если не жить так, как Он даёт возможность жить, то Он попросту отойдет от человека, покинет его. А потому все мы призваны беречь и возгревать в себе дары Духа Святого с тем, чтобы быть здесь видимыми свидетелями Христа Воскресшего, а в вечности удостоиться блаженного Царства Христова.