26 апреля 2020 года, в Неделю 2‑ю по Пасхе, апостола Фомы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Николо- Сольбинском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим:

— Христос воскресе!

После непростых и долгих дней духовного и интеллектуального напряжения Великого поста, мы вступили в один непрестанный большой день Пасхи Христовой, в то время, в которое меньше всего хочется о чём бы то ни было серьёзно размышлять. Церковь призывает нас в этот день к радости, к радости о Христе Воскресшем, и мы повинуемся этому призыву, мы откладываем все размышления в сторону, и предаёмся ликующему празднованию Христова Воскресения, в едином порыве мы прославляем Христа Воскресшего.

Но сегодня — в день Антипасхи — Церковь задает нам один очень простой и при этом крайне важный вопрос: эта ликующая пасхальная радость была выражением нашей веры или же мы просто позволили себе немного расслабиться, ведь праздник — это так хорошо и просто?

Вообще говоря, довольно непросто грустить, когда все вокруг радуются, и довольно непросто радоваться, когда все вокруг грустят. Здесь, внутри Церкви, в её монастырях и храмах, быть верующим очень просто — здесь не надо никому ничего доказывать, мы свои среди своих. Но сегодня Церковь особым образом вспоминает человека, который тоже был своим среди своих. Несмотря на это у него были вопросы, он не хотел позволить себе радоваться до той поры, пока не получит на них ответы. Церковь не критикует его так, как мы, скорее всего, стали бы критиковать того, кто, будучи с нами, не разделяет нашей пасхальной радости. Напротив, тот факт, что сегодня, в первый день после окончания пасхального торжества, Церковь молитвенно вспоминает апостола Фому, говорит нам о том, что пример апостола правильный и праведный, что этому примеру надо подражать.

Так в чём же суть его примера?

Она в том, что апостол Фома предельно честен и со своими близкими, и, что особенно важно, с Богом. Он не скатывается от веры к доверчивости. Ведь вера — это столп, это основа нашей жизни, а доверчивость — это флюгер, который поворачивается то в одну, то в другую сторону, в зависимости от направления ветра. Вера базируется на личном опыте общения со Христом Воскресшим, доверчивость же ориентируется не на собственный опыт, а на слова других людей, тех, кто, возможно, имеет больший опыт и обладает большим багажом знаний, но при этом их опыт — это их опыт, тогда как опыт веры должен быть индивидуальным, только личный опыт веры — настоящий и подлинный.

Примером апостола Фомы Церковь говорит каждому из нас, что, конечно, мы должны учитывать опыт других людей, но при этом необходимо искать и свою дорогу, необходимо приобретать свой личный опыт веры. Здесь же Церковь говорит и о том, каким путём приобретается личный опыт: это путь честных вопросов к самим себе и к Богу. Бог не ждёт, что мы будем марионетками, Он создал нас свободными, Он дал нам право и возможность задавать вопросы. Более того, само Евангелие требует, чтобы мы задавали вопросы, чтобы мы испытывали то, о чём читаем в нём. Господь наш Иисус Христос открыт к диалогу. Он не закрывается от нас и не требует слепого подчинения Себе, Он жаждет видеть нас свободными, честными и интересующимися. То есть такими, каким был апостол Фома.