В Феодоровском монастыре состоялась рабочая встреча, посвященная реставрации фресок главного собора обители

26 февраля 2019 года состоялась рабочая встреча епископа Переславского и Угличского Феоктиста с настоятельницей Феодоровского женского монастыря игуменией Даниилой (Севериненко) и ярославскими реставраторами, работающими над воссозданием настенных росписей собора Феодора Стратилата обители.

Работы ведутся специалистами ярославской художественной мастерской «Реставратор», которая осуществляет свою деятельность с 1951 года и имеет колоссальный опыт в реставрации и воссоздании монументальной, станковой темперной и масляной живописи.

Работы в соборе ведутся с 2013 года: с этого времени начался сбор архивных материалов и разработка методики реставрации. Ранее здесь также проводились реставрационные работы, но они не касались живописи, а были производственными. Инициатором восстановления собора стала игумения Варвара (Чекоткова), отошедшая ко Господу в 2017 году. Она внесла огромный вклад в обустройство монастыря. Сегодня, начатое матушкой святое дело, продолжает настоятельница обители игумения Даниила.

Методика комплексной реставрации монументальных росписей собора довольно сложна: клеевая живопись от долгого небрежения находилась в аварийном состоянии, имелись многочисленные утраты штукатурного грунта и красочного слоя. Проект методики был согласован федеральным методическим советом Министерства культуры. Совет также следит за работой, которую осуществляют реставраторы.

Проект включает в себя противоаварийные и консервационно-реставрационные работы, а также возможность воссоздания частично или полностью утраченных элементов. На одном из последних советов специалисты пришли к выводу, что такая работа может быть выполнена.

Долгое время считалось, что над росписью стен храма работал итальянский мастер Николай Иванович Тончи. Однако впоследствии краевед из Тейково Ивановской области М.Ю. Бутов обнаружил документы о том, что этот храм начинал расписывать известный живописец Тимофей Медведев.

По словам искусствоведа, эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы, заместителя директора по научной работе ООО ЯХМ «Реставратор» Татьяны Васильевой, росписи храма были выполнены в 30-е годы XIX века. Тимофей Медведев пришел в собор зрелым и опытным художником. Перед этим он расписал ряд храмов, в том числе в Угличе, Ростове и Ярославле, а также Успенский собор в Мышкине. В последнем живопись сохранилась лучше, чем в храме Феодора Стратилата. Именно поэтому мышкинский собор служит для реставраторов своеобразным камертоном, потому как многие композиции, которые они видят в Феодоровском соборе, ранее были исполнены там с некоторой интерпретацией. Кроме того, при воссоздании живописи активно использовались материалы росписи Свято-Георгиевского собора города Владимира, где также работал Тимофей Медведев.

Похожие публикации