19 июня 2019 года, в рамках Свято-Феодоровского историко-культурного форума, в Феодоровском соборе Феодоровского женского монастыря открылась выставка «Между прошлым и будущим», состоящая из двух частей — живописи художников Ярославского пленэрного центра «Русские сезоны» и художественных фотографий, большая часть которых сделана известным фотохудожником, фотографом журнала «Фома» Владимиром Ештокиным.

Обе выставки посвящены восстанавливаемым храмам, некоторые из которых сейчас представляют собой почти руины.

Выставочный проект «Между прошлым и будущим» задуман и организован благотворительным фондом «Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”». Директор и учредитель Фонда Ольга Шитова, открывая выставку, пояснила:

— «Между прошлым и будущим» — название очень простое. Сегодня мы находимся в некой точке отсчета, нам нужно понять и изучить то, что досталось по наследству. А наследство у нас очень богатое. Мы, к сожалению, этого не осознаем, и мы его теряем просто на глазах. Наша цель — показать красоту и величие наших храмов. Показать их красоту и трогательность. С другой стороны — вид разрушенного храма все равно в нашей душе сеет печаль. Хочется, чтобы, глядя на храм, у нас возникало чувство радости, а не чувство печали.

Там, где разместились свежие работы, пахло невысохшей краской. Ярославские пленэристы представили 20 работ, но их коллега, художница Инна Антонова, в день открытия выставки написала вид Феодоровского монастыря со стороны арочного входа на основную территорию обители. Сырой холст с видом обители и был источником ароматов художественной мастерской.

— Эту картину я сегодня написала. Я впервые в Феодоровской обители, — рассказала художница, — раньше проезжала мимо и всегда любовалась архитектурой, а сегодня специально приехала рано, выбрала сюжет.

Инна рассказала, что особенность работы на пленэре состоит в том, что все вокруг тебя находится в движении: постоянно меняется солнечное освещение, шевелится трава, проезжают машины, проходят люди. Все, что попадает в поле зрения художника, сразу попадает и на холст. Шел 19 июня батюшка по Федоровскому монастырю, и «исторически» вошел в арку: сам того не ведая, оказался на холсте.

— Всегда можно отличить работу художника, работающего на пленэре, от работы написанной по фотографии, — говорит Инна Антонова, — пленэристу надо постоянно трудиться, чтобы качественно фиксировать происходящее вокруг. Сегодня было очень трудно: насыщенное освещение, белый храм, большой контраст на солнце, и все движется.

В 2017‑м году сообщество ярославских пленэристов совместно с фондом «Белый Ирис» проводили в Курбе выставку своих работ посвященных восстанавливаемому Фондом храму иконы Казанской Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Тогда в открытии выставки участвовал и фольклорный коллектив, который возле каждой картины, исполнял в порядке импровизации, какую-то народную песню, которая ассоциировалась с работой.

Проведение выставок — одно из направлений деятельности Фонда по сохранению культурного наследия. Выставки проходят периодически с целью продвижения идеи сохранения культурного наследия. Другое направление духовной пропаганды святынь — создание документальных фильмов, таковых уже три.

— На фотовыставке представлены храмы трех регионов, но конечно основной — наш Казанский в Курбе. 16-тилепестковый храм, которому на сегодняшний день нет аналогов, он единственный в мире, — рассказала Ольга Шитова — слава Богу, в нем еще сохранился огромный объем настенной живописи».

В настоящее время при храме работает экскурсовод. Руководитель Фонда всех приглашает 21 июля в Курбу на престольный праздник — Казанской иконы Божией Матери, посмотреть эту уникальную святыню, ощутить ее величие и мощь.

Также на фотографиях – храм Толгской иконы Божией Матери, соседнего с Курбой села, где сохранились элементы живописи и уникальный иконостас с барочной резьбой и неповторимыми ангелами. Один из храмов, запечатленных фотографами, уже не существует. Разрушенную деревянную святыню, едва попавшую под крыло «Белого Ириса», сожгли.

Ольга Шитова отмечает, что в возрождении святынь очень многое зависит от инициативных групп местных жителей. Они являются настоящей движущей силой в спасении храмов. Вокруг таких объектов расцветает совершенно удивительная жизнь общины.

— Когда у человека живо духовное начало, у него пробуждаются и другие силы, позволяющие преобразовать свою жизнь и менять пространство вокруг себя, — заметила руководитель Фонда, — Дай Бог, чтобы наши жемчужины, которые сейчас стоят в разрушенном состоянии, вернув прежний вид, стали символом нашего общества.