15 января 2021 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка Даниила, сестры, отцы! Всех вас сердечно поздравляю с днём памяти, днём преставления преподобного Серафима, Саровского чудотворца!

Сегодня мы слышали отрывок из Евангелия от Луки, отрывок, о котором можно говорить бесконечно. Мне бы хотелось в этой связи сказать вот о чём. Обычно мы говорим, что те слова, которые мы сегодня слышали, — это редакция Нагорной проповеди апостолом Лукой. Но современная нам библеистика говорит, что это совсем иная речь Христа, сказанная иной аудитории, в ином месте и в иное время. Сегодня библейская наука различает эти два списка Заповедей блаженств, саму проповедь тоже различает.

Заповеди блаженства, известные нам из Евангелия от Матфея, называются Нагорной проповедью, а в Евангелии от Луки — «Напольной» проповедью, потому что там говорится о том, что Христос «ста на месте равне» (Лк. 6, 17). То есть Он никуда не поднимался, Он стоял на некой равнине.

Но интереснее другое — разница в самом тексте. Самое яркое отличие — это заповеди о блаженстве нищих. Древние списки Евангелия от Луки дают такую редакцию этой заповеди: «Блаженны нищие, потому что ваше есть Царствие Божие». Тогда как у апостола Матфея — «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Позже, в рамках согласования текстов была проведена редактура, и сегодня мы читаем одинаковую, схожую формулировку — «блаженны нищие духом». Когда совершаем память преподобных и многих святителей, то Церковь предлагает нашему вниманию отрывок из Евангелия от Луки, то есть, если помнить о древних рукописях, — «Блаженны нищие, потому что ваше есть Царствие Божие».

Есть большой соблазн понять слова о блаженстве нищих буквально. Решить, что речь идёт и о тех, кто просит милостыню у ворот монастырей, кто нуждается и не способен сам себя обеспечить. Но Спаситель не говорил этих слов на собрании людей, лишённых дома, лишённых средств к пропитанию. Он говорил перед Своими учениками — «и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его» (Лк. 6, 17-18). Эти люди были непосредственными адресатами сказанных Христом слов, именно их Он называет нищими и в отношении них утверждает, что «ваше есть Царствие Божие».

Получается, что блажен тот нищий, который стал таковым не потому, что он заболел, не потому что не смог работать, не потому что его обманули, выкинули на улицу или с ним случилось что-то ещё, в результате чего он попал в категорию нищих. Нет, блажен тот, кто таков, как ученики Христовы. А каковы ученики Христовы?

Мы знаем, что, как сказал апостол Пётр, ученики Христовы оставили всё и последовали за своим Учителем (ср. Мк. 10, 28). У нас нет свидетельств о том, что апостолы нуждались в чём-то материальном, что они сильно голодали и так далее. Нет, им всего хватало, у них не было изобилия и роскоши, но было всё необходимое для жизни. Но при этом они не привязывались к какой бы то ни было собственности и готовы были в любой момент отказаться от всего, если это понадобится, если такова будет воля Божия о них. Они делали это неоднократно, а Бог всякий раз их вознаграждал, воздавал сторицею.

Именно об этом ученичестве, об этой нищете, о забвении себя ради Христа мы слышим каждый раз, когда совершаем память преподобных, в том числе и преподобного отца нашего Серафима Саровского. Отказ от себя и последование Христу — это ежесекундный труд. Преподобный, мы знаем, его совершал, и совершал очень усердно. Через это он и прославился у Бога. Я очень надеюсь, что каждый из нас, и, конечно, в первую очередь монашествующие, точно так же будут, невзирая ни на что совершенно сознательно ради последования Христу ввергать себя в ту самую нищету, которая соделывает человека блаженным и приводит в Царствие Небесное.