8 марта 2021 года, в день преставления блаженного Михаила Переславского (Миши-Самуила), епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Живоначальной Троицы в селе Троицкая Слобода Переславского района, у стен которого похоронен подвижник.

По окончании богослужения была совершена молитва на могиле блаженного.

Также владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Олег, я очень рад видеть ваш приход, видеть, что он у вас преумножается и крепнет. В этом смысле вы один из образцовых настоятелей, на которых можно равняться. Дай вам Бог таким же дальше оставаться, а вашему приходу процветать и возрастать.

Сегодня мы с вами слышали евангельское чтение, которое положено читать в понедельник сырной седмицы, оно довольно пространное, и говорит о взятии Христа под стражу. В нём есть довольно странные слова Господа нашего Иисуса Христа, с которыми Он обращается к своим ученикам: «Продай одежду свою и купи меч» (Лк. 22, 36). На фоне всего евангельского контекста они звучат очень странно, ведь Христос никогда не говорил о том, что против силы нужно использовать другую силу, Он всегда безусловно отвергал все виды насилия.

Есть некоторый соблазн сделать из этих слов вывод, что при определённых обстоятельствах, в частности, при тех обстоятельствах, которые стали реальностью после взятия Христа под стражу, использование физической силы для защиты самого себя и дела евангельской проповеди становится не только возможным, но и нужным богоугодным делом. Это, конечно же, не так: в параллельном месте Евангелия от Матфея, в описании ареста Христа содержатся Его слова: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

Здесь становится совершенно непонятно, к чему вообще были слова про покупку меча. Ясно лишь, что этот призыв имеет символический характер и его нельзя понимать буквально. А связан он, если судить по ряду авторитетных толкований, с изменениями условий проповеди. В первую очередь, с изменением её географии. Сам Христос, как мы знаем, почти не покидал пределы иудейского мира. Если у Него и были какие-то пересечения с язычниками, то это были случайные встречи. Конечно, «случайные» — не вполне корректное слово, говорить о случае в жизни Воплощённого Бога довольно странно. Сам Христос говорил, что Он не будет проповедовать и исцелять за пределами тех мест, где исторически проживают Его соплеменники — евреи. Достаточно вспомнить Его ответ хананейской женщине: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15, 24). Господь довольно строго следовал этой парадигме. Да, Он оказывал милость всем, но при этом к язычникам специально не шёл. Но после Своего Воскресения Он послал к ним апостолов.

Язычники — это принципиально другая среда, это не проповедь среди своих, среди тех, кого можно в той или иной степени считать родственниками, кто живёт в той же самой системе ценностей, кто ждёт того же, кто мыслит так же, как мыслили апостолы. Поэтому Евангелие не доносит до нас случаев насилия по отношению к апостолам во время земного служения Христа. Они шли с пустыми руками и открытым сердцем, им нечего было бояться, их слушали, их кормили, им давали ночлег именно как близким и понятным людям. С ними не всегда соглашались, но никто не проявлял по отношению к ним открытой агрессии.

После же взятия Христа под стражу и после выхода проповеди за пределы Израиля ситуация изменилась радикальным образом. Во-первых, их Учитель был осуждён, а это означает, что израильское общество сделало вывод: эти люди и их учение нам чуждо, они были нашими, но теперь они чужаки. Во-вторых, исполняя волю Христа, апостолы вышли за пределы Израиля к не менее враждебно настроенным язычникам. Значит, и настроение, с которым апостолы шли со своей проповедью, должно быть иным. Нет, это не отменяет сути — проповедь всё о том же, она так же чиста, апостолы всё так же идут без оружия и всё так же не защищают самих себя, но теперь, помимо кротости и мудрости, им необходимо ещё и мужество. Такое мужество, которое можно сравнить по силе и крепости с силою и крепостью меча.

Сегодня этот Христов призыв всё ещё актуален, он, как кажется, будет актуален всегда: любому христианину в равной степени, наряду с кротостью и мудростью, необходимо ещё и мужество. Но никак не меч в буквальном смысле этого слова.

Отец Алексей в своей проповеди говорил о святости. Часто мы неправильно толкуем понятие святости, практика показывает, что мало кто может ответить на вопрос «Что такое святость?» Не может, потому что не знает контекст Ветхого Завета, где «святость» означает «отделённость». Свято то, что принадлежит Богу. Свят тот, кто принадлежит Богу. В абсолютном смысле свят только Бог, Он, как говорят философы, трансцендентен миру, то есть Он абсолютно отделён от всего тварного. И каждый христианин также в свою меру должен быть отделён. Апостолы в своих посланиях называют христиан святыми, то есть отделёнными. И не нужно путать эту отделённость, то есть святость, с праведностью.

Можно быть отделённым, святым, но не праведным, совершать грехи, потому что волю человека Господь не ограничивает. Но горе такому человеку, который был избран Богом, и при этом продолжает вести неблагочестивую жизнь. В то же время можно быть праведным, но не святым. Это те люди, которые живут праведно, не совершают особых грехов. Они были и до Христа, они есть вне Христа, для этого вовсе не обязательно быть христианином.

Мы, все здесь находящиеся, — святы, мы отделены в силу совершённого над нами таинства Крещения. Но для того, чтобы сохранять в себе это высочайшее призвание, необходимо иметь мужество. Мы живём и остаёмся в мире, а мир диктует свои законы. Чтобы не подпасть под действие этих законов, чтобы оставаться христианами в каждую секунду нашей жизни, необходимо мужество, необходим тот самый меч, который дороже одежды. И ни физическая сила, ни оружие, а именно мужество.

Мы сегодня вспоминаем блаженного Мишу-Самуила. Увы, но в наше время почти невозможно встретить людей, которые были бы подобны ему, почти нет тех, кто готов возвещать волю Божию без оглядки на реакцию окружающего мира.

Я думаю, что мужество, христианское мужество, христианское стремление отстаивать собственную святость мы должны сегодня в первую очередь испросить у блаженного Миши-Самуила.