8 апреля 2020 года, в день празднования Собора Архангела Гавриила, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Казанской иконы Божией Матери города Углича.

По случаю 20-летнего юбилея со дня монашеского пострига и за усердные труды на благо Церкви настоятель храма игумен Николай (Шишкин) удостоен медали преподобного Даниила Переславского II степени, а затем обратился к юбиляру с поздравительным словом:

— Дорогой отец Николай, спасибо вам за то, что вы нас сегодня здесь собрали. Всё-таки соборное служение, это некое предвосхищение пасхального торжества. За 11 дней до Пасхи вы нас собрали по своему личному поводу и дали нам возможность почувствовать приближение Светлого Христова Воскресения.

Я вас поздравляю с двумя десятилетиями монашества. Сегодня я размышлял о словах из Книги Причтей, тех самых, которые читались за нынешним богослужением. Они довольно сурово звучат: «Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят её» (Притч. 21, 27). Это страшные слова. Оказывается, что не всякая жертва принимается Богом. И не от всякой жертвы будет польза как тому, кто жертвует, так и тому, кто принимает это пожертвование. Слова премудрого Соломона указывают на то, что для принесения жертвы необходимо если не быть праведником, то хотя бы стремиться к праведности, не костенеть в своём грехе, всеми силами бороться с грехом. При этом не должно быть иной цели, кроме цели помощи ближнему по любви к Богу.

На практике это довольно непросто исполнить, особенно вторую часть: не приносить жертву с лукавством. Ведь мы прекрасно понимаем и чувствуем, что зачастую нами движет что угодно, но только не самозабвенная любовь. Нам часто кажется, что человек, которому мы помогаем должен быть достоин этой помощи. Если же он, по-нашему мнению, не таков, то мы продолжаем поиски достойного. И в этом заключена серьёзная ошибка: для принесения жертвы надо быть достойным самому. Об этом, о достоинстве приносящего жертву, говорят священнические молитвы литургии. Священник просит сделать его самого достойным принесения Бескровной Жертвы. Если мы подобным образом будем молиться при принесении всякой другой жертвы, то, несомненно, Бог сделает нас достойными, примет нашу жертву и сумеет исторгнуть лукавство из наших сердец.

Размышляя об этом всём с опорой на свой опыт монашества, который у меня в два раза меньше, чем у вас, отец Николай, я могу свидетельствовать, что постепенно, через внутренние нестроения, через все то, что происходит с нами в жизни, мы, по милости Божией, постепенно очищаемся от лукавства. Я не знаю, что будет дальше, я сейчас говорю о своём опыте, может через 10 лет я буду говорить что-то другое.

Я верю и знаю, что у вас именно так происходит. Через тесный путь, обдирающий «шкурку», мы понимаем, что у нас нет ничего и никого, кроме Господа нашего Иисуса Христа и веры в Него. Мы становимся способны жить лишь стремлением к Нему.

Мне бы хотелось пожелать, чтобы ваш путь ко Христу не был слишком болезненным, чтобы ваше сердце не нуждалось в том, чтоб его обтёсывали, дополнительно испытывали, и чтобы в дальнейшей вашей жизни этот путь был всегда радостным и никогда скорбным.