13 июля 2020 года, в день празднования Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Филипповском приделе Владимирского кафедрального собора.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сестры!

Толкователи Священного Писания часто задавались вопросом: почему Господь Иисус Христос избрал именно двенадцать апостолов? И находили самые разные ответы на этот вопрос. Кто-то видел причину этого количества апостолов в символическом значении числа двенадцать, ведь именно двенадцать колен, или племён, было в Израильском народе, по числу двенадцати сыновей праотца Иакова. Кто-то говорил о двенадцати необходимых служителях древнееврейской синагоги. А кто-то идёт дальше, уходит в арифметику и говорит о произведении числа «три» и числа «четыре», где «три» — вечное несозданное Существо Божие, а «четыре» — стороны света. Очевидно, что арифметический подход способен любое число сделать исключительным и важным. Особенно, если он перерастёт в алгебраический.

Самым трезвенным и точным ответом на вопрос о числе будет, пожалуй, самый простой ответ: так получилось. Ведь и праотец Иаков тоже вряд ли задавался целью родить ровно двенадцать сыновей. Несмотря на окружающие Христа массы людей, среди них не нашлось большего количества человек, согласных и способных быть с Ним всегда. Тех, кого привлёк ко Христу не временный душевный подъём, своего рода экстаз, а любовь и доверие.

Если мы внимательно посмотрим на тех людей, которых избрал Господь Иисус Христос в качестве своих апостолов, то увидим, что это очень разнородное сообщество. В этой группе можно увидеть совершенно противоположные друг другу личности. К примеру, апостол Матфей был до своей встречи со Христом сборщиком налогов и, соответственно, изгоем, он был, по-большому счету, предателем своего народа. Симон Кананит или, как его называет апостол и евангелист Лука, Симон Зилот был, напротив, пламенным националистом, членом религиозно-политической партии, которая ставила своей целью достижение национальной независимости путём вооружённого восстания. В одной группе сошлись фанатичный патриот и человек, лишённый всякого патриотизма. И несомненно, они очень различались и по своему происхождению, и по своим взглядам на жизнь, на то, чем они занимаются внутри апостольской общины. Да и, надо полагать, на Христа они смотрели по-разному.

Общей у двенадцати апостолов была любовь ко Христу. Конечно, у одного из них любовь оказалась меркантильной и когда не оправдались его ожидания, он предал своего Учителя. Но если говорить об одиннадцати не предавших, о тех, кто, несмотря на временное колебание в самый страшный момент, остался верен Христу, то у этих людей было абсолютное доверие, вера Учителю и в Учителя. Конечно, никто из них не был, скажем так, благочестивым и верным роботом. У всех были минуты слабости, у всех были свои падения, у всех были свои неровности характера. Но, несмотря на всё это, избранные Господом Иисусом Христом люди всегда шли за своим Учителем.

Толпы слушающих приходили и уходили, появлялись больные, которые получали исцеление и тоже уходили, кто-то с благодарность, а кто-то, совершенно забывая об элементарной этике. Собственно, если что и изменилось с тех пор, то только масштабы. Точно также есть люди, которые остаются со Христом, с Его Церковью всегда, которые терпят, в первую очередь, самих себя и свою слабость. А есть те, кого интересуют лишь крещенская вода и пасхальные куличи. И нельзя сказать, что первые лучше вторых. Ведь и апостолы не были лучше, умнее или талантливее своих современников. Но именно они смогли изменить мир.

И если мы хотим изменить себя и вслед за собой ту реальность, в которой живём, то и действовать мы должны так же, как действовали апостолы, то есть всегда пребывать со Христом Спасителем нашим и с Его Церковью.