В день празднования Казанской иконы Божией Матери епископ Феоктист совершил Литургию в Казанском храме села Заозерье

21 июля 2022 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Казанском храме села Заозерье Угличского района.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, с днём чествования Казанского образа Пресвятой Владычицы нашей Богородицы вас всех сердечно поздравляю!

Вы все прекрасно знаете, что в нашем Отечестве особенно почитаются две иконы Пресвятой Богородицы — Владимирская и Казанская. Когда мы говорим об этих образах, то почти неизбежно касаемся участия Пречистой Девы в исторических событиях, и через это переходим к размышлениям об особом покрове Божией Матери над нашим народом и нашей страной. Мы вспоминаем, что Русь издревле называют «уделом Пресвятой Богородицы» в силу большого количества явленных здесь чудотворных образов и в силу глубокого народного почитания Пресвятой Девы. Всё это в высшей степени справедливо и оправдано, и чудотворные образы, и заступление Божией Матери для любого верующего человека — исторические факты, с которыми нет никакого смысла спорить. Да и само обращение нашего взора к истории в высшей степени похвально. Правда, есть одна проблема, о которой мне хотелось бы немного поразмышлять.

Из Евангелия мы знаем, что во времена земного служения Господа Иисуса Христа Его соплеменники израильтяне тоже очень любили всматриваться в собственную, без всякого сомнения, великую историю. Они вспоминали обетования Божии, данные их народу, вспоминали установления и традиции, говорили о самом непосредственном участии Бога в судьбах их отечества. Всё это было справедливо и бесспорно. Действительно, Бог избрал израильский народ, на страницах библейской книги Исход мы неоднократно находим слова Бога, в которых он называет потомков праотца Иакова «народом Моим». Бог оберегал этот народ и воспитывал его, за многие столетия люди привыкли к своему особому и неповторимому статусу, и многие стали понимать свою принадлежность к избранному народу как гарантию понимания воли Божией и как гарантию личного спасения. Из этого подхода вытекают многочисленные споры представителей иудейской религиозной знати с Господом Иисусом Христом, Который, никак не отрицая исключительность израильского народа, говорил о том, что спасение достигается только через личный подвиг, что оно не наследуется так, как наследуется имущество. Праведность предков — это прекрасно, но этого недостаточно. Более того, и личные подвиги праведности, бывшие в прошлом, вовсе не означают, что можно быть уверенным в благополучном вхождении в Царство Небесное.

Любопытно, что каждый человек это понимает, когда речь идёт о простых бытовых ситуациях. Мы понимаем, что если кто-то из нас двадцать лет назад был способен приседать со штангой весом в двести килограмм, но потом на два десятилетия присел на диван перед телевизором, то в рассказах о былых спортивных достижениях нет никакого прока. Тот, кто совершенно перестал за собой следить, но при каждом удобном и не очень случае вспоминает бывшие когда-то рекорды, делается одновременно и смешон, и жалок.

То же самое можно сказать и о духовных подвигах и достижениях, то же самое можно сказать и о праведности как личной, так и всего народа. И потому, совершая празднования в честь чудотворных икон Пресвятой и Пречистой Девы Богородицы, вспоминая связанные с Её заступлением великие события прошлого, мы должны адресовать самим себе очень простые, но крайне важные вопросы: а достойны ли мы именоваться детьми Пресвятой Девы? И можем ли мы надеяться на Её помощь и заступление? Не обманываем ли мы самих себе, когда с гордостью говорим о своей принадлежности к народу, который был почтен столь многими чудесными знамениями от Пресвятой Владычицы? А мы точно тот же самый народ? Да, биологически это так, но ведь и израильтяне времён Христа были биологическим продолжением великих праведников и боговидцев Ветхого Завета, но помогло ли им это? Или, напротив, послужило лишь к большему осуждению?

Мне бы очень хотелось, чтобы эти и подобные им вопросы мы задавали самим себе как можно чаще, чтобы мы не боялись давать на них честные ответы, и чтобы в силу личного христианского подвига Бог каждого из нас удостоил части великих русских святых, совершивших своё спасение под Покровом Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Девы Богородицы!