22 мая 2019 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре.

По окончания богослужения владыка обратился к присутствующим:

— Дорогая матушка Евстолия, дорогие сестры святыя обители сея, друзья и наши будущие друзья!

Знаете, в церковном календаре есть ряд памятных дат, которые лично мне довольно сложно комментировать. К таковым относятся любой Богородичный праздник и дни памяти святителя Николая. Поясню, почему я каждый раз испытываю затруднения с проповедями в эти праздники. Если мы откроем сегодняшнюю минею, то есть богослужение дня, то увидим одну очень интересную вещь — в ней нет фактически никакого материала для проповеди и назидания. Есть только восхваление жития святителя Николая и краткий вывод: «Моли Бога о нас!» Вся служба этого дня, по сути, один сплошной возглас: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас!» К этому, как говорится, «ни убавить, ни прибавить». Все потому, что со святителем Николаем у всех нас очень простые отношения: мы идем к нему в случае любой нужды, и он всегда нам помогает. Будь эти отношения сложнее, он бы не был так почитаем.

В связи с этим, я решил поделиться с вами размышлениями «о трех жизнях» святителя Николая. Недавно я прочел очень близкие мне духовные размышления о том, что у любого святого, в том числе, святителя Николая, есть три жизни. Первая — та фактическая жизнь, которую он прожил. В случае святителя Николая, мы об этом почти ничего не знаем: в документах Первого Вселенского собора о нем нет упоминаний, также как нет упоминаний об инциденте с Арием. Более того, неизвестно, был ли святитель Николай архиепископом. В Церкви есть шутка, что святителя Николая в архиепископы возвели уже посмертно.

Вторая жизнь святого — его житие, которое состоит из обычных для житий слов, выражений и рассказов, кочующих из жизнеописания одного святого к другому, практически не изменяясь. Например, святой родился и жил в благочестивой семье, еще будучи неразумным младенцем вел христианскую жизнь, не участвовал в детских играх, а когда вырос — помогал бедным и несчастным, затем он почил, и мы все его прославляем. Так выглядит обычная схема жития. Если мы начнем сопоставлять известные нам исторические факты с этой схемой, то у человека рационального и неверующего возникнет очень много вопросов. Ему покажется, что любое житие — сплошь сказки или выдумки, это то, что не согласуется с реальностью. Но дело в том, что житие — это словесная икона и только совсем недалекий человек, не знакомый с принципами иконописи, не понимающий, что такое икона, может назвать ее «неправдивым изображением».

Например, мы знаем, как выглядел в жизни святой нашего времени — архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Сохранились его фотографии, но его иконописное изображение от них отличается, потому что у этого вида живописи свои каноны и жанры. Об этом лучше расскажут иконописцы. Икона отображает некую духовную реальность. Точно так же и житие святого отображает духовные реалии его жизни.

Третья жизнь святителя Николая — это то, что происходит при его участии сейчас, в нашей жизни. Никольский монастырь Переславля — один из ярких примеров пребывания святителя Николая с нами. Думаю, что многие из вас если не видели, то слышали историю восстановления Никольской обители. Есть замечательные фотографии времен, когда сюда, буквально на руины, пришли сестры с матушкой Евстолией. И откуда что взялось?! Конечно, есть стечение обстоятельств, труд, хороший человек, который помог, но за всем этим, думаю, только слепой может не увидеть святителя Николая. Точно также, как он при своей жизни помогал бедным и заступался за невинно страдавших людей, о чем мы знаем из жития, так и сейчас то же самое происходит сейчас в нашей с вами жизни при его участии. Все, что мы сейчас видим в Никольском монастыре, появилось его промышлением, его молитвами, его предстательством перед Богом.

Те, кто следит за общественным дискурсом, развернувшемся в последнее время вокруг святых, знают, что сегодня всплывают такие эпизоды из их первой, фактической, жизни, которые могут показаться не совсем благочестивыми. К примеру, определенный сегмент интернета недавно бурлил на тему опубликованных дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского. Не буду цитировать то, что говорилось. Эти дневники вообще нельзя было публиковать. Речь идет о личных исповедальных размышлениях святого. Во-первых, это некорректно по отношению к человеку, который борется со своим грехом. Во-вторых, такие личные записи дают основание скептически настроенным к вере людям говорить: «Посмотрите, каким он был, это никак не соответствует его святости, и тому, что о нем говорят в Церкви, о том, что написано в его житии».

Но мы с вами понимаем, что у любого человека есть разные стороны. Есть дух, есть душа и есть ум. Есть то, что человек достигает своим умом и своим старанием, есть его высокие стремления. Но также есть неизбежная физиология каждого из нас, о которой мы не говорим в приличном обществе, потому что физиология — это не то, что определяет человека. Точно также и наша фактическая жизнь. Факты, которые можно о каждом из нас привести на основании нашей жизни, подобны физиологии, они не определяют человека во всей его полноте. Определяет нас духовная сторона, та, которая ведома только Богу. Также и в житиях, которые хранит Церковь, святые определены духовной стороной своей жизни.

Даже при фактических неточностях, их жития —правда. В том, что это правда, мы можем легко убедиться на своем опыте общения со святыми, на опыте общения со святителем Николаем. Совершенно неважно, был он на Первом Вселенском соборе или нет, важно то, что он продолжает жить среди нас и присутствует здесь и сейчас. Будь все по-другому, мы бы с вами сегодня здесь не собрались, не было бы этого монастыря и не было бы всенародного почитания святителя Николая. Дай нам Бог это помнить!

Сегодня особенно много различных вызовов, которые апеллируют к нашему разуму, пытаются «по косточкам» разобрать жизнь того или иного человека, которого мы считаем святым или праведным, или же кого-то из современных нам церковных людей. Это серьезный соблазн. Давайте будем помнить, что истинный человек такой, каким его видит Церковь. А Церковь смотрит, в первую очередь, на его душу и устремления этой души. Церковь акцентирует свое внимание на высших достижениях человеческого духа, и ни на чем другом.

Дай Бог нам также видеть только достижения духа, и не только святых, но и друг друга, видеть только высшие достижения другого человека, а не ошибки, которые нам неизбежно сопутствуют. Если мы будем так поступать, то станем верными учениками святых, сможем общаться с ними, как с друзьями, которые всегда придут и всегда помогут. Именно этого хочется всем вам сердечно пожелать в день перенесения мощей святителя Николая, здесь, в обители его имени. Спаси вас Господи за совместную молитву, матушку Евстолию — за приглашение, отцов — за служение!

Христос воскресе!