22 марта 2019 года, в день памяти святых 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Сорокосвятском храме Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Иоанн, дорогие отцы, братья и сестры, все собравшиеся в таком количестве в этот день в сем храме! Я вас поздравляю с престольным праздником — днем памяти святых Сорока Севастийских мучеников! Я думаю, у меня нет резона пересказывать их житие, поэтому я хочу обратиться сразу вот к какой мысли.

Эти люди претерпели очень суровые муки, выдержали их и почитаются Церковью как мученики. Взирая на их житие и образ, нам естественно задаться вопросом: а что, если нам самим Богом определено потерпеть, если не подобные им мучения, но каким-то образом вообще пострадать? Сможем ли мы это сделать? И, на самом деле, ответа на этот вопрос не существует, потому что мы не знаем, как себя поведем в той или иной ситуации. Поэтому мне хотелось бы немного поговорить вот о чем.

Какое-то время назад мне в руки попалась книга одного популярного современного автора, я не буду его называть, где он среди прочего говорил о том, как христианину уберечься от каких-то искушений и грехов в наступающем дне. Как это сделать? Вот человек проснулся, у него начинаются какие-то дела, с кем-то соприкасается на работе, в транспорте, на улице, в магазинах. Естественно, иной раз это все вызывает раздражение, злобу, какую-то ответную реакцию. И вот этот автор высказал такую мысль. Я по другим книгам знаю и по разговорам с людьми, что эта мысль очень популярна.

Он говорит о том, что с утра надо проиграть в уме те ситуации, которые могут случиться и приготовиться к правильной христианской реакции на них. Так вот этот совет абсолютно неверен. Потому что он, во-первых, идет вразрез со святоотеческим учением, а во-вторых, и это важнее, он идет вразрез с тем, как учит нас Священное Писание.

Сегодня так совпало, что читалась книга Притчей — рядовое чтение, не связанное с памятью сорока мучеников. В нем говорилось о том, как Соломон взывал к слушателям хранить заветы отца и наставления матери. На языке Ветхого Завета заветы отца и наставления матери — это синоним словосочетания Закон Божий. То есть, Соломон призывает хранить заповеди. И дальше он говорит, что когда ты пойдешь, заповеди будут наставлять тебя, когда ты ляжешь спать, они будут охранять тебя, когда ты встанешь, они будут беседовать с тобой. Они, заповеди, будут человека охранять и во всем поддерживать, какие бы искушения не случились.

И поэтому многие святые учили так, как, например, говорил Феофан Затворник. Он наставлял о том, что, восставши от сна, ты первым делом обратись к Богу не в смысле молитвы, в молитве — это само собой, это естественно, но еще и в богомыслии, что Он сделал для рода человеческого и для тебя лично, и приведи на память себе Его заповеди. И тогда ты сможешь без особо тяжких грехов пережить наступающий день.

Мне думается, что единственный путь подготовить себя самого к какой бы то ни было жизненной ситуации, в том числе к ситуации мученичества, заключается в том, о чем сказал святитель Феофан и в том, о чем нам сегодня рассказала книга Притчей.

Я очень надеюсь, что мы с вами не только на словах будем говорить о любви к заповедям, об их почитании, но и на деле будем знать их и исполнять, и приводить их себе на память. Потому что в нашей православной традиции, к сожалению, не повторяют десять заповедей в течение суточного круга богослужений. Повторяют только заповеди блаженства, это прекрасно, но не все люди знают ветхозаветные заповеди. И мне бы хотелось посоветовать всем вам заповеди блаженства и заповеди Десятисловия каждый день повторять с тем, чтобы они запечатлевались в уме и в сердце.

Еще раз отца Иоанна с паствой и всех вас поздравляю с праздником. Спаси Христос!