29 июня 2021 года, в день памяти святителя Тихона, епископа Амафунтского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в честь престольного праздника в одноимённом храме на подворье Воскресенского мужского монастыря в селе Нефедьево Угличского района.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Димитрий, дорогие отцы братья и сестры!

Проблема, которую затрагивает апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении, имеет, к сожалению, вневременный характер. Её суть можно определить так: соотношение между верой и обрядом. Что первично? Что важнее? Что имеет большую ценность в очах Божиих?

Кажется, что у христиан не может быть двух мнений относительно всех этих вопросов: Бог ждёт от нас веры и соответствующих дел — то есть исполнения Его заповедей, а обряд соотносится с верой точно также, как любовь к Родине соотносится с её флагом. Вроде бы всё это вполне очевидно и понятно. Но это только в теории, на практике же ситуация совершенно иная.

Апостол Павел для подтверждения своей мысли упоминает праотца Авраама и пишет, что «знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании» (Рим. 4, 11). Иными словами, сначала был очень долгий и непростой путь веры Авраама, а потом — обрядовые действия, смысл которых состоял в том, чтобы, как это выразил апостол, запечатлеть праведность, приобретённую посредством веры. Сначала — вера, потом — обряд.

Такая последовательность была в Церкви нормативной довольно долго. Несмотря на то, что в апостольских посланиях есть примеры крещения людей без какой-либо подготовки, этот подход не был обычным для Древней Церкви, в ней подготовка к крещению занимала несколько лет и предполагала очень серьёзную интеллектуальную и духовную работу того, кто готовился стать членом Церкви. Эта последовательность была закреплена 14-м правилом Первого Вселенского Собора, которое звучит так: «Относительно оглашенных и отпадших, угодно святому и великому собору, чтобы они три года токмо были между слушающими писания, а потом молились с оглашенными».

Для Древней Церкви было совершенно очевидным, что крещение должно проистекать из веры, причем веры осознанной, проверенной и испытанной. Никакого другого пути не предполагалось. Но сегодня мы регулярно сталкиваемся с непониманием и, порой, активным неприятием этой древней и очень логичной позиции. Многие наши современники склонны полагать, что крещение само по себе способно что-то дать, что ему вовсе не обязательно соотноситься с верой и знанием предмета веры. Апостол Павел всем нам напоминает, что это не так.