В день памяти святителя Леонтия епископа Ростовского епископ Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

5 июня 2021 года, в день памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка Еротиида, дорогие братья и сёстры, Христос воскресе!

Что мы можем сказать о Боге? Что мы знаем о Нём? И каким образом выразить это знание? На эти и схожие с ними вопросы могут быть разные ответы, их количество неисчерпаемо. В Литургии святителя Иоанна Златоуста есть слова, которые каждый священник знает наизусть и которыми мы за каждой Литургией описываем Бога, правда, эти слова неизвестны большинству христиан, потому как произносятся они в полголоса на фоне пения хора. Звучат они так: «Ты бо еси Бог неизреченен, недоведом, невидим, непостижим, присно сый, такожде сый». Один из русских переводов предлагает нам такое переложение этих слов: «ибо Ты — Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий». Собственно, это всё, что мы можем по существу сказать о Боге, всё прочее будет лишь трактовкой или же описанием действий Бога, но не Его Самого, о Нём Самом можно сказать лишь те слова, которые произносятся за Литургией.

Так говорить о Боге мы имеем право в том числе и благодаря сегодняшнему евангельскому отрывку. В нём есть такие слова Христа Спасителя: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех» (Ин. 10, 29). А в ряде древних рукописей можно встретить несколько иное звучание этого стиха: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всего». Но так эта фраза сформулирована в русских переводах, греческий же оригинал даёт ясное понимание того, к чему именно относится словосочетание «больше всех» или «больше всего». Здесь речь не идёт о том, что Бог больше в физическом или ещё каком-то смыслах, речь идёт о том, что Бог больше всех возможных человеческих представлений о Нём, Он превосходит любые возможные описания. Христос здесь говорит, что величие Бога, Его Самого и Его бытие невозможно постичь разумом.

Но есть Посланник Бога — Христос. О Себе Самом здесь же Он говорит так: «Я и Отец — одно» (Ин. 10, 30) . Именно эти слова Христа привели к тому, что «иудеи схватили каменья, чтобы побить Его» (Ин. 10, 31). Они были вполне согласны с мыслью об абсолютной непостижимости Бога разумом, но перед ними стоял человек, они знали этого человека, но Он сказал, что Он — одно с Непостижимым. Видимый и известный вдруг сказал о Себе как о Непостижимом. Здесь тоже тайна, она непостижима разумом, проникнуть в неё можно лишь через подвиг веры. Именно к этому подвигу и оказались не готовы оппоненты Христа.

Но не только иудеи не приняли Христа. История говорит нам, что благовестие о Христе это всегда вызов, исповедание Иисуса из Назарета Воплощённым Богом — также вызов, ведь и Его слова, и то, к чему Он призывает Своих последователей неизбежно идёт вразрез с теми интересами, которыми живёт физический мир. Невозможно быть во всех смыслах частью этого мира и одновременно с этим быть Христовым. Приходится выбирать, и, увы, зачастую выбор бывает не в пользу Христа.

Молюсь о том, чтобы мы с вами всегда помнили, что мы христиане, а значит мы Христовы. Только Он — наша Цель, наш Смысл, наша Истина, наш Бог и наша Жизнь.

Похожие публикации