22 февраля 2019 года, в день памяти святителя Иннокентия, епископа Иркутского, одного из первых миссионеров и просветителей в России, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Знаменском храме Переславля в сослужении сотрудников Миссионерского отдела епархии.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, братья и сестры! Благодарю всех за совместную молитву.

Сегодня мы празднуем память епископа Иннокентия Иркутского. Рядовое евангельское чтение, которое сегодня было прочитано, имеет самое непосредственное отношение к социальной деятельности. Но я думаю, что его можно применить вообще к очень многим ситуациям. Было дорогое миро, было возлияние на Господа, и были некоторые люди, которые говорили: «Зачем такая трата?»

Евангелист Марк умалчивает о том, кто это говорит, а в других Евангелиях есть имя — это Иуда-предатель. Иуда, который говорит, что миро должно быть продано и потрачено на нищих. Казалось бы, всё очень хорошо и даже вполне согласуется с теми словами, которые Сам Господь говорил. Он говорил, мы скоро будем читать эти слова в Неделю о страшном суде, что, если мы не помогли нашим ближним, был ли кто голоден — не накормили, не напоили, не посетили в больнице, в тюрьме, то мы пойдём в муку вечную. А если мы посетили, накормили и оказали милосердие, то пойдем в блаженство со Христом.

Казалось бы, всё очень просто: пожалуйста, ничем больше не занимайся, а только помогай бедным, несчастным, убогим и будешь спасён. Такой можно сделать вывод. Но мы видим, что зачастую за этим выводом стоят неправильные посылы. А почему? Потому что существует иерархия ценностей. И на самом деле сегодняшнее евангельское чтение об этом — об иерархии ценностей. Всё так, действительно, надо помогать, надо заботиться, надо делать, надо устраивать как-то земную Церковь и заниматься своей семьей, ближними и так далее, и так далее.

Но есть нечто превосходящее, есть то, что должно стоять во главе всего этого процесса. Это богоугождение в прямом смысле — богослужение и молитва. И как бы нам не хотелось, как бы мы не думали о том, что молитва может подождать, Бог может подождать — здесь, в евангельском чтении речь идёт о том, что Господь говорит: «Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете» (Мк. 14, 7). Мы думаем, что всегда успеем и всегда сможем, а сейчас есть какие-то насущные дела, их необходимо делать. Так вот чтение сегодняшнее об этом: сначала Бог, сначала молитва, сначала богослужение, а потом всё остальное. Мы не можем и не должны «зацикливаться» и ничего не делать, кроме молитвы. Речь идёт о правильной иерархии и правильной последовательности.

Мы же понимаем, что в нашей жизни есть очень много неразрешимых проблем, есть то, что мы своими силами, как бы ни пытались, решить не можем. Есть в конце концов и наши немощи. Зачастую бывает так, человек бегал-бегал, пытался какие-то деньги приобрести, приобрел деньги, потом заболел, все деньги потратил. Всё. Зачем он это делал? Бог способен решить наши проблемы, и Он сам говорит, что сначала богоугождение, потом всё остальное. То есть, в первую очередь, заботьтесь о духовном, всё остальное приложится. Но мы, к сожалению, сегодня мыслим иначе. Мы зачастую думаем ровно противоположным образом. Мы полагаем, что надо в первую очередь заботиться о земном, а духовное само собой приложится. Мы как в зеркале исполняем слова Христа — наоборот. Но, конечно же, такой путь исполнения слов Христа тупиковый.

Дай Бог, чтобы мы с вами имели в своей жизни, несмотря на все неровности, на все препятствия, имели в своем уме правильную иерархию, не только как теорию, но и как практику. Сначала Бог — потом всё остальное. И у каждого человека это «остальное» может быть выстроено в какую-то свою последовательность. Но сначала — Бог.

Я надеюсь, что Бог у нас с вами всегда и во всём будет на первом месте. И что миссионерство наше с вами будет не ради миссионерства, а ради Бога. Ведь христианство — это не концепция, это жизнь. И единственный путь миссионерства — это наша с вами жизнь.

Я хотел бы вспомнить историю, которую часто рассказываю. Это история времен гонения на христиан. Был некий язычник и раб-христианин. Были гонения, и надо было сообщить об этом рабе. Хозяин отказывался это сделать, говоря: «Давай так: ты живи, я не буду сообщать о тебе властям, но так, чтобы я ничего не слышал и не знал. Если узнаю, то буду вынужден исполнить закон, чтобы самому не попасть в темницу». Через два года господин приходит к своему рабу, падает на колени и говорит: «Научи меня, я хочу быть таким же, как ты».

Если каждый из нас будет жить так, чтобы, глядя на нашу жизнь, люди приходили и говорили: «Научи меня, я хочу быть таким же, как ты», то Миссионерский отдел можно будет упразднять совершенно. Дай Бог, чтобы жизнь наша была самой лучшей проповедью. Спаси всех Господи, ещё раз с праздником, с днём памяти святителя Иннокентия!