В день памяти Сорока Севастийских мучеников епископ Феоктист совершил Литургию в Сорокосвятском храме города Переславля

22 марта 2022 года, в день памяти Сорока Севастийских мучеников, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в одноимённом храме города Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Иоанн, дорогие отцы, братья и сёстры!

Поздравляю вас с днём памяти сорока мучеников Севастийских и с престольным праздником этого во многих смыслах замечательного храма!

Вы все прекрасно знаете житие сорока мучеников, и, думаю, любой из нас когда читает и перечитывает их житие, задает самому себе вопрос: «А как бы поступил я, если оказался в подобной ситуации? Хватило бы у меня мужества не отречься от Христа? Смог ли бы я выдержать столь продолжительные страдания?» Это очень непростые вопросы, они приобретают особую остроту в связи с тем, что мученичество сорока воинов-христиан было растянуто во времени, у каждого из них было достаточно времени, чтобы подумать, а ещё, как мы помним, перед собой они видели горячую баню, которая, конечно же, тоже была немалым соблазном. Ведь одно дело, когда сразу за исповеданием Христа следует смерть, и совсем иное, когда мучение растянуто во времени. Но они выдержали.

Когда мы пытаемся примерить происходившее с ними на самих себя, то мы совершаем логическую ошибку. Дело в том, что выдержать подобное с помощью своей человеческой силы невозможно. Физически никто не способен столь долгое время находится в ледяной воде, это за пределами возможностей человеческого организма. Равным образом ни у кого нет и не может быть такой силы духа. Всё, что происходило с сорока мучениками, — следствие действия благодати Божией, а потому основной вопрос состоит не в моральной и физической «примерке» на себя их страданий, а в том, каким образом возможно стяжать благодать Божию, которая помогла бы нам быть свидетелями Христа Воскресшего даже до смерти. К сожалению, житие святых сорока мучеников не даёт нам ответ на этот вопрос, в нём ничего не сказано о жизни этих людей до их страдания в Севайстийском озере, мы знаем лишь то, что они были воинами-христианами из Каппадокии. Иных сведений у нас нет.

Но у нас есть информации относительно других людей, которые также сумели пройти сквозь невероятные по человеческим меркам испытания. Например, о святом, жизнь которого непосредственно связана с нашим городом, — мы знаем о святителе Луке (Войно-Ясенецком). В своей автобиографии святитель Лука описывает, как к нему в 1937-м году был применен допрос конвейером, который длился 13 суток. На тот момент святителю было 60 лет, до начала допроса он объявил голодовку и был ей уже достаточно истощен. Каким образом немолодой человек смог выдержать 13 суток допроса? Как он смог сохранить достаточную ясность сознания и не подписать то, что от него требовали подписать? Святитель Лука описал, что у него в какой-то момент начались ощутимые проблемы с сознанием, галлюцинации: «У меня начались ярко выраженные зрительные и тактильные галлюцинации, сменявшие одна другую. То мне казалось, что по комнате бегают желтые цыплята и я ловил их. То я видел себя стоящим на краю огромной впадины, в которой расположен целый город, ярко освещённый электрическими фонарями. Я ясно чувствовал, что под рубахой на моей спине извиваются змеи». Но несмотря на всё это он смог выдержать эту пытку. О его жизни мы знаем, и потому можем попытаться дать ответ на вопрос о том, каким образом святитель сумел стяжать благодать Божию, которая его поддержала и не дала совершить преступление. Ответ очень прост: святитель и до этого не совершал нравственных преступлений, он тщательно хранил свою совесть от всякого греха, от всякого лукавства, он был по-евангельски честным христианином. Ничего другого мы в его жизнеописании найти не сможем: ни особых аскетических подвигов, ни отречения от мира, ни ухода в пустыню, ни крайне продолжительного молитвенного правила. Ничего этого нет, есть лишь жизнь по заповедям среди бушующего мира. Но её оказалось достаточно для того, чтобы в критический момент обрести помощь от Христа и не предать Его.

Можно предположить, что и жизнь каждого из сорока мучеников была схожей: они не были монахами, они не уходили от мира, они просто были христианами не по имени только, но, по сути. И это привлекло к ним благодать Божию. Они прошли через суровые испытания и победили. Это самый важный урок, который они преподносят всем христианам.

Дай Бог, чтобы мы с вами смогли в полной мере его усвоить.