22 марта 2021 года, в день памяти Сорока Севастийских мучеников, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в одноимённом храме города Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Иоанн, дорогие братья и сёстры! Всех вас сердечно поздравляю с днём памяти Сорока Севастийских мучеников!

Сегодня мы с вами слышали притчу Христову о призванных в одиннадцатый час. Эта притча, как и следует из слов Господа Иисуса Христа, говорит нам о Царстве Божием. «Царство Небесное подобно хозяину дома» (Мф. 20, 1) — так сказал Господь. Но что мы видим в самой притче? Мы видим несправедливость. Собственно, на этом и сделан акцент — на несправедливости хозяина дома, то есть Бога. Впрочем, правильнее будет сказать иначе: акцент сделан на том, что наши представления о справедливости не соответствуют тому, что является справедливым в очах Божиих. А самое любопытное заключается в том, что постичь человеческим разумом действия Бога не получается. Нам не остается ничего иного, как просто принять факт: Бог не справедлив в том смысле, который мы вкладываем в это слово. Но Бог благ. Он награждает не по справедливости, а по благодати. Благодать же невозможно заслужить, она дар, заслуга человека в её стяжании — минимальна.

Это то, что можно сказать про основную мысль притчи. Но кто те люди, которые были призваны первыми? Здесь возможны две основные линии толкований. Первая вполне очевидна: это те, кто был призван Богом в юном возрасте, кто всю жизнь провёл в христианском подвиге, соответственно, призванные позже — те, кто пришёл ко Христу в зрелом или пожилом возрасте.

Вторая линия толкований не столь очевидна, её нам предлагает святитель Григорий Двоеслов. Он видел в призванных первыми праведников Ветхого Завета, особенно же тех из них, которые жили очень долго, о них мы можем прочитать в пятой главе книги Бытия. Долгая земная жизнь — по несколько столетий, — по мнению святителя Григория, ничто иное как «тягость дня и зной». Вот его слова: «Тяжесть дня и зной перенесли те, которые трудились от начала мира; и поскольку им довелось здесь жить долго, то по необходимости надобно было переносить и продолжительнейшие искушения плоти. Ибо для каждого перенесение тяжести дня и зноя означает утомление во время продолжительной жизни от зноя своей плоти».

Конечно, для современного нам человека слова святителя Григория звучат как некий вызов, они граничат с безумием, ведь все мы знаем, что долгая жизнь — вожделенна, она благо, к которому так или иначе все мы стремимся. Но святитель Григорий, вслед за апостолом Павлом, видел благо в другом, в том, чтобы «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1, 23).

Точно также понимали благо и Севастийские мученики, память которых сегодня совершает Церковь. Они не пытались зацепиться за земную жизнь через отречение от Христа, они с радостью приняли то, что уготовал им Бог, через свое всецелое принятие воли Божией они удостоились вожделенного Христова Царства, ну а мы, совершая их память, надеемся на то, что Бог даст нам ту же крепость веры, которой обладали эти люди.