В день памяти преподобного Симеона Столпника епископ Феоктист совершил Литургию в Симеоновском храме

14 сентября 2022 года, в день памяти преподобного Симеона Столпника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Симеоновском храме города Переславля.

На малом входе клирик храма священник Кирилл Филатов был удостоен права ношения камилавки.

В благословение и благоджарность за понесённые труды на благо Святой Церкви Дмитрий Александрович Решетко был удостоен архиерейской грамоты.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Александр, дорогие отцы, братья и сёстры!

Поздравляю вас с днём памяти преподобного Симеона Столпника и с церковным новолетием! Как раз о новолетии мне бы и хотелось сказать несколько слов.

Как и любая другая дата отсчёта нового года, церковное новолетие — весьма условный день, суть которого состоит лишь в том, чтобы как-то обозначить и зафиксировать очередной виток нашей планеты вокруг Солнца, в этом нет ничего сакрального, но есть дань древней традиции. Дата церковного новолетия никоим образом не связана со Священным Писанием, она имеет относительно позднее происхождение: первоначально эта дата была связана со сбором налогов в Римской империи, в ней императорами были установлены так называемые индикты — периоды сбора налогов, индикты определялись волей императоров, и могли иметь протяжённость от пяти до пятнадцати лет, но заканчивались они всегда в сентябре. Позднее византийский император Юстиниан, очевидным образом ориентируясь на сложившуюся практику, ввёл по всей империи единое летоисчисление, согласно его новелле, новый год стал повсеместно начинаться первого сентября. Вполне естественно, что Церковь вместе со всей Византийской империей усвоила эту дату как дату начала очередного годичного круга, и не менее естественно, что вместе с христианством на Русь из Византии пришло и восприятие первого сентября как начала нового года. Позднее в странах Европы была сделана привязка нового года к Рождеству Христову, российский император Пётр I взял за основу современную ему европейскую традицию и на государственном уровне изменил дату начала нового года, тогда как в Церкви осталась издавна привычная дата — первое сентября, естественно, по старому стилю, то есть по юлианскому календарю, эта дата соответствует четырнадцатому сентября в григорианском календаре.

Византийская империя вместе с установлением единой для всех даты нового года не могла не внести соответствующий этой дате праздник в церковный календарь. Были составлены специальные песнопения и молитвы, подобраны чтения из Священного Писания Нового Завета. Всё это в полной мере сохранилось в Русской Церкви. Сегодня в наших храмах звучит отрывок из Евангелия от Луки, который, судя по всему, был избран для чтения в этот день ещё при византийском императоре Юстиниане Великом в середине VI века по Рождестве Христовом.

В этом отрывке, как и вообще во всём Евангелии, ничего не говорится о новом годе как таковом. В нём речь идёт о новой эпохе, которая началась с пришествием в мир Христа Спасителя и о которой пророчествовал Исайя. Впрочем, ожидаемая Исайей эпоха в полной мере ещё не наступила, она пока что не стала довлеющей и безоговорочно всеми принимаемой реальностью. До Второго Христова Пришествия каждый человек имеет возможность выбора, в какой эпохе и в какой реальности ему жить: это может быть как реальность падшего мира, так и реальность предвосхищения Христова Царства. Прочитанные Господом Иисусом Христом в капернаумской синагоге слова пророка Исайи возвещают явленную миру божественную любовь, которая исцеляет сокрушённых сердцем, проповедует пленным освобождение, слепым прозрение, отпускает измученных на свободу.

Всякий наступающий год в равной степени может быть как годом проявления любви Бога к человечеству, так и годом, лишённым божественной любви. Всё зависит от нас, от того, насколько каждый человек готов быть проводником любви для своих близких и для всех тех, с кем ему доводится соприкасаться в течение жизни. Очень хочется надеяться, что наступающий церковный год мы действительно сделаем «летом благоприятным» (см. Лк. 4, 19). Именно об этом сегодня и звучит молитва во всех храмах нашей Церкви, именно об этом сегодня молились и мы.