14 сентября 2020 года, в день церковного новолетия и воспоминания памяти преподобного Симеона Столпника и его матери Марфы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Симеоновском храме Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— В жизни ветхозаветного Израиля существовало прекрасное понятие — Юбилейный год. Конечно, Юбилейный год существовал не только лишь в виде понятия, было время, когда повеления Бога относительно этого года исполнялись израильским народом.

Об установлении Юбилейного года повествует библейская книга Левит. Вот как там сказано о его смысле и цели: «освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее. В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое» (Лев. 25, 10-13).

За пятьдесят лет накапливалось то, что мы сегодня называем социальным расслоением общества, появлялись те, кто богаче прочих, происходило это, как и всегда, за счёт других, тех, кто становился беднее. Кто-то, к примеру, не справлялся с ведением хозяйства и потому вынужден был отдать свою землю за долги и пойти трудиться в качестве наёмного рабочего. А кто-то терял всё в силу собственных дурных наклонностей. Но как бы то ни было раз в пятьдесят лет все должно было вернуться к первоначальному состоянию: земля отойти к тем, кому она принадлежала по установленному Богом для Его народа закону, накопившиеся долги должны быть полностью прощены вне зависимости от причины их возникновения.

Понятно, что система Юбилейных годов была обречена на недолгое существование: она не выгодна тем, кто принимает решения за весь народ. Но применительно к сегодняшнему отрывку это не так уж и важно, значение имеет то, что Юбилейный год — это один из прообразов христианской эры. Наступление этой эры видел своим пророческим взором Исайя, её наступление возвещает Христос в назаретской синагоге. Он прочитывает слова пророка и применяет их к Себе, Он Тот — Кто благовествует нищим, Кто исцеляет сокрушенных сердцем, Кто проповедует плененным освобождение, слепым прозрение, Кто отпускает измученных на свободу, на Нём Дух Господень, и Он проповедует «лето Господне благоприятное», то есть всё тот же Юбилейный год, только в его высшем и абсолютном смысле, «лето Господне благоприятное» невозможно отменить, оно наступило и оно никогда не закончится.

Но если в Древнем Израиле Юбилейный год был обязателен для всех, то возвещенное Христом Спасителем «лето Господне благоприятное» не имеет такого же довлеющего характера. Не существует силы, которая могла бы заставить человека войти в этот год, жить в мессианскую эру, несмотря на то, что она уже давно здесь и сейчас, вполне можно находиться и в другой эпохе, в той, в которой является нормой угнетение человека человеком, где необходимо мстить за причиненные обиды, где высшим благом является обогащение, где Бог и человек рассматриваются не как цель, а лишь как средство.

Сегодня церковное новолетие, церковный Новый год, и каждый год в этот день Церковь для нашего внимания предлагает этот евангельский отрывок с тем, чтобы мы ещё раз задумались о данной нам возможности жить в вечном Юбилейном году божественной правды, а не в мелькающих годах человеческой суеты.