15 января 2020 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Серафимовском приделе Феодоровского собора Феодоровского женского монастыря Переславля-Залесского.

По окончании Литургии был совершен крестный ход вокруг храма.

Затем владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка Даниила, дорогие сестры и все молившиеся сегодня с нами!

Преподобный Серафим известен как радостный, пасхальный святой. Пожалуй, нет в нашей Церкви ни одного взрослого человека, который не знал бы выражения святого — «стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя»! Очевидно, что сам преподобный Серафим этот мирный дух стяжал. Откуда мы это знаем? Люди, которые соприкасаются с ним, соприкасаются с его личностью, меняются и так или иначе начинают двигаться к Богу.

Из послания апостола Павла к Галатам мы знаем, что есть определенные характеристики духовного человека: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22). Но ведь в отношении этих перечисленных апостолом свойств духовного человека, христианина, всегда могут быть иллюзии. Как понять, что я не обманываюсь? Как понять, что я на правильном пути? Как понять, что я действительно стяжал или же, напротив, не стяжал те плоды, о которых говорит апостол? Да и что вообще такое духовный человек, как понять, что человек духовный? Он что имеет какой-то особенный вид? У него что борода длиннее прочих, одежда чернее, вид изможденнее? Или у него какая-то специальная лексика?

Апостол Павел отвечает в том же фрагменте своего послания: когда мы живем по духу, мы «не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал. 5, 26). Это очень важная характеристика. По апостолу Павлу, это то, что отличает плотского человека от человека духовного. Человек духовный не ищет своего, не раздражается, не завидует. Все просто.

Еще одна важная характеристика духовного человека — отношение к чужому греху. Апостол Павел пишет: «если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6, 1).

Сама по себе конструкция фразы, которую использует апостол, говорит, что грех — это не то, что выбирает человек, грех, скорее, похож на открытый канализационный люк, в который можно упасть, если слишком сильно заглядеться на окружающий пейзаж. Или же на скользкий тротуар, на котором без всякой видимой причины может поскользнуться кто угодно. Апостол не пишет «если и совершит человек какое-либо согрешение», он пишет «если и впадет человек в какое согрешение», то есть если будет увлечен совне. Кажется вполне очевидным, что так до́лжно относиться не к своим грехам, а к грехам другого. Только при таком отношении и становится возможным исправление «в духе кротости», исправление с крайним снисхождением. В самом деле, если мы идем по улице и видим, что кто-то упал из-за недоработки коммунальных служб, то крайне странным будет осуждать такого человека или же пытаться его проучить. Каждый из нас прекрасно осознает, что в следующую секунду он вполне может оказаться точно в такой же незавидной болезненной позе. Самой естественной реакцией будет стремление помочь человеку встать, очистить одежду, собрать вещи и постараться ободрить его словом и улыбкой, а если будет необходимость, то оказать ему и любое другое содействие. Свой же дальнейший путь продолжить крайне осторожно. Именно такое отношение к греху другого призывает проявлять апостол Павел. Это будет отношением христианина, то есть духовного человека. Того, кто прекрасно понимает сущность и природу греха.

Дай нам Бог всем молитвами преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского быть духовными людьми, а не казаться таковыми. Не раздражаться, не завидовать и относиться к грехам других людей с милосердным пониманием!