В день памяти исповедницы Ираиды Тиховой епископ Феоктист совершил Литургию в Успенском храме села Котово

7 августа 2021 года, в день памяти святой исповедницы Ираиды Тиховой, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Котово Угличского района.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и.о. настоятельницы Алексеевского женского монастыря монахиня Ольга (Сельская) была удостоена ордена Русской Православной Церкви преподобной Ефросинии, великой княгини Московской, III степени.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— О том, что есть воля Божия, сказано и написано немало. Но всё равно остаются вопросы.

Если Бог есть Источник всего и без Него ничего не может происходить, то, как быть со всеми теми несчастиями и трагедиями, которыми полон наш мир? Само собой, эти вопросы возникли не сегодня и даже не вчера, они были всегда. Но каждое новое поколение с удивлением вновь и вновь открывает их для себя.

Есть у нас замечательный святой — преподобный Дорофей Газский. Или, чуть проще, авва Дорофей. Он оставил небольшой сборник своих мыслей о духовной жизни, который известен как «Душеполезные поучения». Сборник широко известен и пользуется заслуженной популярностью. Среди прочего, есть в тех поучениях и размышления о том, что есть воля Божия, которая, как пишет апостол Павел, «благая, угодная и совершенная».

Авва Дорофей со ссылками на библейских пророков разделяет волю Божию, если можно так выразиться, на две: ту, которая есть благоволение Божие и ту, которая лишь попустительна. Не стоит путать последнюю с попустительством в бытовом смысле слова, воля Божия не имеет никакого отношения к человеческому разгильдяйству. Далее авва Дорофей пишет о том, что всё отягощающее нас, «то есть все скорбное бывающее к наказанию нашему, за порочность нашу, как-то голод, мор, землетрясение, бездождье, болезни, брани, всё сие бывает не по благоволению Божию, но попустительно, когда Бог, попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы сего желали или сему содействовали». Бог, по мысли аввы Дорофея, «не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив видеть нас столь благими чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно».

А здесь начинается самое важное: как отделить то, что попустительно от того, что происходит по благоволению Божию? Авва Дорофей весьма лаконичен: благоволение Божие — это то, что делается по Его заповеди — «любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное». Здесь и в самом деле всё просто: благо то, что к созиданию и миру, а не к разрушению и горю.

Преподобный Дорофей не останавливается на размышлении о благой воле Божией, он идёт дальше: что же такое воля Божия благая, угодная и совершенная? Чтобы можно было это понять, он приводит пример с усыновлением сироты. Если кто-то берёт себе на воспитание сироту потому, что эта сирота «нравится ему по красоте своей», то это исполнение воли Божией благой. Но не благоугодной. «А благоугодная та, когда кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания: сие благоугодно Богу. Совершенная же [воля Божия] есть та, когда кто творит милостыню, не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но всею силою и всем произволением, подавая так, как будто бы принимал сам, и так благодетельствуя, как будто бы сам принимал благодеяния».