В день памяти царевича Димитрия Угличского епископ Феоктист совершил Литургию в храме царевича Димитрия «на поле»

16 июня 2022 года, в день перенесения мощей царевича Димитрия Угличского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме царевича Димитрия «на поле», построенном на месте прощания угличан с мощами святого, в Угличе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие друзья, с днём памяти благоверного царевича Димитрия Угличского вас всех сердечно поздравляю!

Как мы с вами прекрасно знаем, для перенесения мощей царевича Димитрия в Москву были весомые основания, в первую очередь, основания политического характера. Вообще, Бог устроил таким образом, что царевич Димитрий и в краткое время своей жизни, и после мученической кончины был помимо своей воли вовлечён в политическую борьбу, но Церковь его почитает, конечно же, не за это. Мы чтим его за его нравственную чистоту и непорочность, которые лишь отчасти связаны с его юным возрастом, и в большей мере являют красоту его души.

В Евангелии есть несколько Христовых притч, общий смысл которых заключён в том, что слово Божие — это нечто малое и почти незаметное, но оно способно изменить всего человека, и, как следствие, оно способно привести в Христово Царство. Человек сам не знает, каким образом в нём начинает действовать слово, Спаситель сравнивает это действие с тем, как из маленького зерна вырастает гигантское дерево и с тем, как небольшое количество закваски кардинальным образом меняет то вещество, в которое она попадает. Нечто маленькое и незначительное, то, что легко и вовсе не заметить, оказывает невероятное по своим масштабам влияние. Эта мысль проста и очевидна, к примерам, которые привёл Христос, можно при желании добавить и множество иных, более близких нам.

Есть в Евангелии и те Христовы слова, которые говорят о том же самом, но с противоположной стороны. К таковым можно отнести, к примеру, слова о том, «что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». На первый взгляд кажется, что здесь Христос сказал о частной проблеме: о нарушении седьмой заповеди закона Моисея, но на самом деле речь идёт о значительно большем, Христовы слова иллюстрируют собой известную присказку про ложку дёгтя, которая портит бочку мёда. Как услышанное слово Христово может спасти человека, так и один неаккуратный взгляд может его погубить. Эта мысль тоже проста и очевидна, но по какой-то загадочной причине она ускользает от внимания и понимания абсолютного большинства людей.

В этом частном примере Господь говорит о прелюбодеянии, то есть о нарушении супружеской верности, и говорит весьма радикально: если кто-то смотрит на женщину с вожделением, то он уже повинен греху прелюбодеяния. То есть, человек ещё ничего не сделал, даже, возможно, не успел подумать, но уже повинен. Это может показаться ничем не обоснованной крайне избыточной строгостью. А ещё это может показаться плохим знанием человеческой природы, ведь за неаккуратными взглядами на лиц противоположного пола стоит инстинкт размножения, идти против него, означает идти против природы. Конечно же, Христос это прекрасно знал и понимал. Но вместе с этим Он понимал и значительно более глубокие стороны нашего естества: один неосторожный взгляд может внести в душу такое расстройство, которое в конечном итоге изуродует всего человека, лишит его покоя, заставит совершать неразумные поступки, превратит его в того, кто абсолютно не способен владеть собой, и, следовательно, слышать голос Божий.

Конечно, так происходит не только в упомянутых Христом случаях, этому риску мы подвергаемся всякий раз, когда забываем, насколько хрупка гармония, сколько мимолётна красота, забываем, как легко их уничтожить, а вот восстановить почти невозможно. Именно поэтому далее Господь Иисус Христос произносит очень яркие слова, которые призваны показать, что бороться за чистоту своих мыслей необходимо с совершенной самоотверженностью, без пощады к самому себе, памятуя, что от успеха этой борьбы зависит не только настоящее, но и наше будущее в вечности.

Но особенно важно то, что такую борьбу необходимо вести с самого раннего возраста, даже тогда, когда ещё нет осознания греха, когда человек живёт исключительно вложенными в него инстинктами. Пример царевича Димитрия показал, что это возможно. И дай нам всем Бог его молитвами обрести ту чистоту и целомудрие, к которым призывает Господь Иисус Христос!