21 мая 2020 года, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Покровском храме Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Христос воскресе!

Отец Глеб рассказал в своей проповеди о богословии апостола Иоанна. Благодарю отца Глеба за его слово, за правильное понимание апостола Иоанна. Вы освободили меня от необходимости говорить на эту тему, поэтому я могу сказать о чём-то другом, в частности, о рядовом евангельском чтении, в котором Господь Иисус Христос говорит о Себе, как о Пастыре овец — Пастыре добром, и, здесь же, как о Двери овцам. Говорит это фарисеям и книжкам. Эта беседа происходила в Иерусалимском храме, и люди, в том числе и фарисеи, слушают Христа и прекрасно понимают, что Он имеет в виду.

Образ овец, пастыря и загона для овец для нас, может быть, не совсем понятен, но для тех людей он был прекрасно известен не только из их повседневности, но и, что наиболее важно, из пророческих книг. Пророки Ветхого Завета очень часто сравнивали Израиль с любимым стадом Бога. Бог это стадо избрал, Бог его оградил, ввёл его в ограду Закона, и Бог, Пастырь этого стада, охраняет его. Господь продолжает эту мысль, вспоминая современную Ему практику.

Дело в том, что в то время отары овец, принадлежавшие разным хозяевам, на ночь загонялись в одно общее стойло. Утром, когда снова надо было идти на пастбище, пастухи приходили, кричали призывные слова, и, зная голос этого пастуха, овцы к нему шли. То есть отары отделялись друг от друга, и каждая шла в свою сторону.

Это всё прекрасно знали слушатели Христа, Его притча, Его мысли были им предельно понятны. Христос — единственный истинный Пастырь. Фарисеи, книжники, израильские законники в какой-то момент решили, что это их паства, что им принадлежит право управления этим народом, право в полной мере учить этот народ. Тогда, как их роль во всей этой истории, скорее роль ночных сторожей, которые должны не пускать воров. Но вдруг ночные сторожа сами становятся ворами, пытаются расхитить стадо, пытаются встать на место Бога.

Бог напрямую вторгся в жизнь тогдашнего Израиля. Всё это происходило через два месяца после исцеления слепорождённого, об этом событии все прекрасно помнили. Когда Господь исцелил слепорождённого, у фарисеев случилась серьёзная внутренняя дилемма. С одной стороны такого никогда не было, а с другой — это произошло в субботу. Их концепция жизни не позволяла исцелений в субботу. Тот, кто что-либо делает в субботу — грешник. Соответственно, они выбрали концепцию, а не действия Бога. Это очень симптоматично, показательно, это то, что живёт в нас всегда, в любом человеке: что выбрать Бога или удобную, понятную, привычную концепцию? Что выбрать в той или иной ситуации: традицию, какой бы она прекрасной ни была, или Бога?

Практика показывает, что сегодня мы, скорее всего, выберем традицию. И окажемся в том же самом положении, что и фарисеи, саддукеи, книжники и прочие иудейские старцы. Они шли вслед за традицией, правильной, прекрасной традицией. Христос с ними нисколько не спорит, но при этом говорит, что Бог превыше традиции, действия Бога являются приоритетом.

Я говорю это для того, чтобы мы, в первую очередь священнослужители, всегда об этом помнили. Всегда есть соблазн начать ощущать себя истинным пастырем, тем, кого Бог призвал пасти Его стада. Нет, мы лишь сторожа. Ни более того. У всех есть один Пастырь — Христос. Он нас призвал внимать Его словам, ни к словам каких-либо людей, а к Его словам, к Его действиям. А действия эти могут быть совершенно не такие, как мы предполагаем, Его действия невозможно предсказать, невозможно предугадать, невозможно предвидеть. Они всегда неожиданны, всегда идут не в соответствии с логикой и разумом человека.

Дай Бог нам всем это помнить, чтобы в какой-то момент не встать между Богом и Его чадами.

Христос воскресе!